На главную Написать письмо Карта сайта

Печать страницы РСС
Главная
О Фонде
Заботы о России
Национальные традиции
Наши помощники
Обзоры журналов
Спецпредложения
Мероприятия
Базы отдыха
Поиск:

22.09 Национальный конный парк "РУСЬ" приглашает...

09.04 Завершен отбор эскизных работ на конкурс...

17.02 Завершился конкурс «Легенда о белом соколе»

27.01 Ольга Коршунова: В традициях наших истоки России

30.08.2012 | Народы России: Буряты на Байкале

Народы России: Буряты на Байкале

Байкальские буряты являются особой нацией. Это несколько поколений людей, веками живущих у берегов Великого озера. Исторически их существование зависело напрямую от уникальной байкальской природы и в большей степени, конечно, от самого озера, которое было источником пропитания. Поэтому они лучше кого-либо понимают ценность и необходимость спасения жизни этого мирового наследия.

Издревле на прибайкальской земле жили бурятские племена. Они занимались ловлей рыбы, охотой, земледелием и скотоводством. Чтили своих предков, молились богам земли и воды, поклонялись духам. И по сей день, их потомки сохранили традиции и обычаи стародавних времен. Свое название уникальное пресное «море» получило на бурятском языке. Впоследствии Байкал стали называть и священным озером, опираясь на обычаи именно коренного населения, которым являются буряты. Поэтому мы обратимся к истокам их культуры и истории, чтобы понять, в чем ценность этого природного мирового наследия для местных жителей.

Буряты жили в этих местах еще задолго до прихода Чингисхана, вытеснив с благодатных земель якутов. Но со временем и их частично выселили монгольские народы. Население состояло из живущих вместе якутов и монголов. О том, что гласит история о событиях тех лет, подробнее нам рассказал верховный шаман республики Бурятия Леонтий Абзаевич Борбоев.

верховный шаман республики Бурятия Леонтий Абзаевич Борбоев.
Верховный шаман республики Бурятия Леонтий Абзаевич Борбоев.

Происходило это, когда Чингисхан, совершив набег, разбил в Забайкалье племя меркитов. Переселились они к берегам Байкала. Чингисхан в то время провозгласил Прибайкальские земли священными и запретил там заниматься охотой, рыбалкой и даже жить людям. Бурятские же племена не все были согласны с установленным порядком. Поэтому несогласной части бурят ничего не оставалось, кроме как отправиться на Север, в Якутию.

Пришло время, когда распалась монгольская империя. Маньчжуры развязали войну с китайцами, в которой остававшиеся у берегов Байкала бурятские племена отказались участвовать. Таким образом, буряты были вынуждены опять вернуться к родным степям. Но теперь племена монголов и эвенков заняли их место. Они не пускали  в присвоенные владения. Пришлось бурятскому народу снова искать себе пристанище, дабы не начинать кровопролитие. Так стали жить они на севере Иркутской области.

В XVII веке в Прибайкалье к эвенкам присоединились русские народы. Это были люди с восстания Степана Разина, бунта Пугачева и казаки. Монголы к тому времени уже бежали с этих краев. После русских вернулись и буряты. Но бытовали теперь не племенами, а родами по 5-10 дворов по улусам в 10-15 семей. И в каждом роду обязательно был старейшина. Рассредоточенно, группами всегда кочевали, не могли на одном месте стоять. Ведь зимой и летом перегоняли скот. Занимался бурятский народ в основном скотоводством в степях, рыбалкой в реках. Это потом научили  русские «соседей»  строить корабли и «по – морецки» омуль ловить сетями в открытом Байкале.

А сами русские выбрали себе для проживания другие места, пахотные. Их уделом было земледелие.

Зарождение верований

На сегодняшний день в Кабанском районе в селе Ранжурово живут семь родов, и все принадлежат разным племенам - эхиритам, булагатам и хоринцам. Что касается религии, то вот что об этом рассказывает Леонтий Борбоев.

Еще несколько веков назад почти все кабанские буряты были крещеными. Православие они принимали добровольно. Многие хотели креститься из-за привилегий, которыми щедро наделяли их за это.

Как, например, в Иркутской области. Там можно было получить деньги, скот и платить сильно сокращенные налоги несколько лет. Это важно понимать, так как других бурят, например, маньчжурских, читинских заставляли насильно вступать в православие и отказываться от своих древних верований.

Кроме того, у правительства местные буряты сами просили разрешение, чтобы строить церкви  в селах. Например, в улусе Среднем была построена часовня, впоследствии и местность стала носить название Часовенская. Ведь к тому времени уже большинство русских мужчин, живущих на прибайкальских землях, женились на бурятских девушках, жили по бурятским обычаям и молились их богам. Сейчас много кабанских семей имеют бурятские корни.

Как известно, существуют два различных понятия. Это буддизм и шаманизм. Буддизм на сегодняшний день распространен очень широко в нашей республике. Но что касается прибайкальских земель, то здесь преобладает именно шаманизм. Леонтий Абзаевич указывает на то, что сам по себе шаманизм является древнейшей и в первую очередь языческой религией. В то время как буддизм вовсе не религия, а учение, основанное на письменности.

Когда возник шаманизм, он не носил такого названия. Отсутствовала письменность, поэтому буддистское учение возникло много позже. Буддисты посещают дацаны, за помощью обращаются к ламам. В этом есть отличие.

байкальские буряты

Исстари местные люди и не знали ничего о шаманизме, происходили различные бедствия в их селениях.  Но была одна шаманка из рода Абзай. Она предсказала, что должен быть обязательно шаман, тогда все прекратится. А в то время русские люди часто воровали скот у бурят, чтобы как-то выжить. Так начали  проводиться различные обряды поклонения силам природы, и жизнь действительно стала спокойнее.

Кабанские буряты, в отличие от монголов, поклоняются  хозяину Байкала и земле. А, например, буддисты, к которым относится часть монголов и часть не принявших буддизм бурят приносят подношения и молятся духам земли и синего неба. Шаманы не Прибайкальских земель  также обращаются к земле и небу. Разница в этом существенна.

Разделяют понятия «родовые шаманы» и «главные шаманы». Родовые шаманы могут молиться только предкам и богам своего рода. Главные шаманы могут молиться предкам всех родов. Таковых только двое. Это в селе Ранжурово Карл Александрович Помишин и сам верховный шаман республики Леонтий Абзаевич Борбоев.

Существует  и определенный порядок причисления  новых шаманов. Во-первых, тот, кто должен стать шаманом, приходит сначала к Леонтию Борбоеву, как к самому главному. Просит у него разрешения и после его согласия проходит обучение. Затем верховный шаман проверяет знания «новобранца» с помощью  определенного экзамена. Основное правило заключается в том, что шаманом может стать только человек после тридцати лет, обязательно имеющий супруга и детей, богатый жизненным опытом. Люди к нему должны относиться хорошо и характеризовать его с положительной стороны. Но если человека знают как плохого, он имеет право на исправление и после этого может пройти необходимые испытания.

Таинство обряда

Традиционно один раз в год проводится обряд поклонения Байкалу, хозяину воды, Ангары и Селенги, хозяину земли. Происходит это весной перед началом летней рыбалки.

Считается, что необходимо «задобрить» духов, чтобы земля не была жидкой, так как от воды она портится. Поэтому делают подношения Селенге и Ангаре, как «рулевым» Байкала. Также просят о помощи рыбакам, чтобы возвращались живыми и здоровыми, с хорошей добычей.

Всё начинается с подготовки. Собираются старейшины села и шаманы. Назначают определенное число, когда нужно будет молиться земле и Байкалу. Решается финансовый вопрос. То есть собираются деньги с каждой семьи для покупки продуктов, спиртного, масла и молока, которые обязательно должны быть покупными, а не доставшимися бесплатно. Раз в 3 -5 лет делают жертвоприношение баранами. Кроме того, взымается и «менгэ» — плата за исполнение обряда. За день до самого «тайгалана» (обряда) собирают прямые ветки берез (если поклоняются с жертвоприношением барана, то готовятся не только прямые, но и ветки в виде рогаток). Ставятся столы, куда кладут монеты.

Само действо назначают обычно на выходной день утром, чтобы присутствовать могли все. Луна в это время обязательно растущая. Предварительно «сагашэ» (родовой шаман) едет вместе с представителями родов в чистое поле с 3-4 килограммами зерна для проведения обряда поклонения земле. Это длится в течение одного часа. Там же он раздает всем собравшимся зерно. На этом наступает конец обряда почитания земли.

байкальские буряты

В самом селе проводят очищение огнем всех, кто в помещении. Как правило, мужчин. Женщины во время проведения обряда находятся примерно за тридцать метров от них и тоже молятся. Затем каждый из мужчин берет ветки, продукты и над огнем или углями их очищает. После этого они едут на берег Селенги, чтобы провести «тайгалан». Там Верховный шаман указывает, куда в землю должны ставиться ветки, чтобы показать, где нужно молиться. Длится все это около 1,5 – 2 часов. В конце люди расходятся, и каждый род молится отдельно уже своим богам.

Всегда в день молитвы проводят сельский праздник для народа, в том числе и спортивный.

Ольга Степаненко

Другие статьи на эту тему:


Теги к данному материалу:
Беседы у костраВластьЗемлепользованиеИсторияНациональные традицииОбществоОзероРассказыРегионыРыбалкаСМИТуризм
Все теги >>>
Установите наш виджет



Оставить комментарий Google Facebook Вконтакте Mail.ru Twitter Livejournal
Для того чтобы оставить комментарий войдите через социальный сервис.
Московская область, Ленинский р-н, д. Орлово, Национальный конный парк «РУСЬ»


Подписка на новости
E-mail:

01.11 Ветеринарная служба предлагает услуги...

01.10 Совершенствуем навыки верховой езды

28.08 Скидки на аренду денников в Национальном Конном...

01.08 ДЮСШ КСК ЛЕВАДИЯ "Виват, Россия!" объявляет...

Журнал Охотничий Двор



НКП



НКП РУСЬ

Фотогалереи и Фоторепортажи
контакты   реклама на сайте
2008-2014 © Национальный Фонд Святого Трифона | (498) 547-42-72 | inform@stfond.ru
 

Участники консорциума ФИНХОЛКОМ-ГРУПП