Охота на ревущего лося

Охота на ревущего лося

С 2001 года в России ежегодно проводятся международные выставки трофеев, и интерес к трофейным охотам резко подскочил. Особенно популярна у трофейщиков охота на реву, которая проводится в сентябре — она  гарантирует полноценный трофей.

Однако трофейная охота, согласно зарубежному опыту, дело совсем не простое, и если проводить ее интенсивно, она может, на мой взгляд, оказать пагубное влияние на популяцию животных. Наши трофейщики выбивают лучших самцов-производителей в регионах постоянных охот, и может случиться, что воспроизводить полноценное потомство там будет некому.

За рубежом трофейная охота – неотъемлемая часть трофейного ведения охотничьего хозяйства, включающего сложный комплекс мероприятий. В России же существует реальная опасность вырождения вида. Но тем не менее трофейная охота у нас есть, и проводить ее лучше в оптимальные сроки.

Зимние загонные охоты на копытных обычно проводят после установления снежного покрова, и бывает очень обидно положить в декабре громадину быка и обнаружить у него вместо рогов низкие пенечки. А вот охота на реву, которая проводится в сентябре, гарантирует полноценный трофей и поэтому особенно популярна у трофейщиков. В отличие от загонной охоты шансов добыть зверя неизмеримо больше. На загонной охоте кроме мастерства охотника и стрелка требуется еще и изрядная доля везения. Многие охотники, годами и десятилетиями ездившие на загонную охоту, так и не получили своего шанса отличиться.

Зверь просто не выходил на них. А в охоте «на рёву» принимает участие, как правило, только один стрелок, соответственно все шансы у него. При грамотной работе профессионала (егеря или проводника) и наличии в угодьях объекта охоты выстрел вам гарантирован – если не с первой попытки, так в последующих.

Кроме того, не надо никуда бегать, как во время охоты с лайкой, или долго стоять и мерзнуть на номере загона. Разумеется, это не значит, что охота «на рёву» проста, но перечисленные плюсы, по-моему, в ней, бесспорно, есть.

охота на ревущего лося

Охота «на рёву» проходит в период гона и борьбы самцов за обладание самкой. Осенью на утренних и вечерних зорях самцы выходят помериться силами и вызывают соперников на бой утробными криками (ревом, стоном). В таких местах остаются сломанные ветки и молодые деревья, вытоптанные площадки и, главное, выбитые в земле копытами ямки. Охотник, обнаружив такую площадку со свежими следами, может готовить охоту. Некоторые профессионалы умеют воспроизводить голос лося без всяких приспособлений, в помощь же остальным выпускаются качественные импортные манки. Я пробовал шведские, американские и канадские – очень похоже. Возможно, есть и другие.

Сам процесс охоты схематически выглядит так. Ранним утром, затемно или под вечер стрелок с егерем (или один, если хорошо подготовлен) выходит к заранее облюбованному месту лосиных турниров.

Лучше охотиться двум охотникам: один – манящий, другой – стрелок. Почему? Сейчас объясню. Вабильщик начинает подавать голос-призыв. Тон звука может быть различным в зависимости от целей охоты. Например, если звук, издаваемый манящим, имитирует мощного зверя в расцвете лет, то схватиться с ним отважится далеко не каждый самец. Даже средний экземпляр с приличными рогами, скорее всего, испугается и просто убежит, не говоря уже о всяких недомерках. Такой вариант устроит только охотника, рассчитывающего на особенный трофей. Ситуацию партнерам лучше обсудить заранее.

Если ответа на призыв нет, охотники ждут какое-то время и снова подают сигнал или меняют дислокацию. Но вот ответ получен – послышался призывный стон лося. Профессионал по голосу определяет возраст зверя и решает, есть ли смысл на него охотиться. Если потенциальный трофей по голосу подходит, то охота продолжается. Здесь могут быть два варианта. Поскольку на близком расстоянии зверь может почувствовать подвох, охотники должны разделиться. Либо манящий уходит за спину стрелку, либо стрелок выходит вперед, чтобы перехватить лося на пути к предполагаемому сопернику. Все зависит от местности и того, как далеко отвечает лось. Вот стрелок и помощник заняли позиции, и вабильщик начинает манить. Убедившись, что зверь двинулся «на вабу», нужно на некоторое время прекратить манить. Мой учитель-профессионал советовал вообще больше не манить. Вместо подачи вабы он начинал негромко ломать мелкие сухие ветки и иногда скрести палкой по стволу дерева.

охота на ревущего лося

Однако если зверь не отвечает, можно еще несколько раз подать голос.

Но вот охотник услышал треск идущего зверя (что вряд ли) или увидел его. Если вас интересует именно трофей, в первую очередь постарайтесь определить трофейную ценность экземпляра. Соотнесите его с вашими желаниями и финансовыми возможностями. Сегодня не редкость ситуация, когда стоимость трофейного зверя определяется его размером. Убедившись, что трофей отвечает вашим требованиям, готовьтесь к выстрелу. Стараясь не делать резких движений, беззвучно поднимайте оружие и берите на прицел бок зверя, пусть плохо видимый. Ведите его до просвета и нажимайте на спуск. Если же не уверены в себе, дождитесь, когда лось остановится, и тогда стреляйте. В другом варианте можно заранее выставить ружье в предполагаемое место прохода зверя и, дождавшись его, выстрелить. Бывает, что лось отвечает на вызов, но к охотникам не идет. В этой ситуации можно попробовать подойти к зверю. Я сильно сомневаюсь, что это возможно, однако слышал, что при определенных условиях это удается.

Во время выбора позиции помните, что лось неохотно выходит на открытое место. Он всегда идет чащей, и место придется выбирать такое, чтобы, перехватив его по дороге, все-таки иметь возможность выстрелить. Возможен вариант организации охоты для нескольких человек. Егерь-вабильщик, определив на слух местоположение лося, выстраивает некое подобие цепи перпендикулярно предполагаемому ходу зверя и, отойдя за линию стрелков,
начинает манить. В этом случае лось, если только не будет подшумлен, непременно наткнется на кого-нибудь из стрелков.

Но, считаю, назвать это серьезной охотой нельзя. Такой чуткий зверь, как бык-одиночка, обязательно учует или услышит кого-нибудь из стрелков. Скорее всего, охоты не получится.

Стрелять необходимо очень точно и только если уверен, что положишь зверя на месте. Считается, что любой зверь, находящийся в спокойном, расслабленном состоянии (пасущийся, отдыхающий), плохо держит ранение и при попадании в убойное место пули соответствующего калибра падает сразу. Напротив, зверь, возбужденный адреналином, может уйти далеко даже с тяжелой раной. Думаю, что лось, рвущийся на поединок с соперником, очень тяжел на убой. Кроме того, по черной тропе добрать подранка трудно, а собаку можно будет использовать только через некоторое время, поскольку ее участие в начале охоты исключено. К тому же стрельбе будут мешать ветки, кусты, которых осенью в лесу полно. Стрелять, скорее всего, придется в сумерках, отсюда и серьезные требования к оснащению охотника.

Убойными местами лося, как и любого другого зверя, считаются шея, сердце, легкие и позвоночник, но лучше не рисковать и бить в район лопатки. По моему опыту, лось – самый слабый на рану зверь среди всех копытных и при попадании в середину передней части корпуса пули серьезного калибра падает сразу. Но это не значит, что к нему можно относиться с пренебрежением. Лось есть лось – 300–500 кг живого веса.

охота на ревущего лося

Во время гона лоси отдыхают мало и если ложатся, то в самых крепких местах

Вот как прошла у меня одна из охот в прошлом сезоне. Охота на реву открывалась с 1 сентября и длилась всего один месяц. Попал я на рев только в последние два дня, то есть когда пик гона у самцов уже прошел. Надежды на успех было немного.

Делать нечего, и в последний вечер перед закрытием охоты собираемся подманить рогача. Скажу сразу, неверие в успех чуть не испортило всю охоту.

Запомните: индивидуальная охота потому и называется индивидуальной, что в ней участвует только один стрелок. Если стрелок сам не может манить зверя, ему помогает профессиональный вабильщик. Поскольку охота проводится по чернотропу, в машине может находиться проводник со зверовой собакой для поиска подранков. Но никаких сторонних наблюдателей, напросившихся посмотреть на охоту, тем более с ружьем, не должно быть категорически! А у меня такой наблюдатель как раз был. Мой товарищ, собиравшийся вечером на «кабанью» вышку, решил заодно полюбоваться со стороны на выход лося. Егеря были не против, а я постеснялся возразить, да и веры особой в успех, как я уже говорил, не было. Глядя на пятерых охотников, хотел было вообще отказаться от этой затеи и мог бы прозевать одну из своих интереснейших зверовых охот.

Стали надвигаться сумерки… И тут началось! Я раньше, конечно, слышал вабу, но такой концерт трудно было представить. После первых же звуков, издаваемых молодым егерем (как потом выяснилось, редкостным умельцем), донесся ответный рев, точнее – стон. И Николай начал действо, которое трудно описать. Никакими манками он не пользовался, а работал только руками и губами. Он в прямом смысле слова мычал, стонал, тряс и ломал кусты, стучал специально взятой парой рогов. Однако крупный бык, подошедший к краю леса, не торопился выходить на чистину. Сложилась патовая ситуация.

В это время полностью стемнело. Поскольку ночник на карабине был только у меня, остальные участники просто ослепли – и, казалось бы, охота закончилась. Но тут Николай, как настоящий артист, заговорил с быком. Сначала он жалобно «промяукал» коровой, которую якобы не пускает к гостю злой муж. Затем фыркнул ревнивым собственником, отгоняющим агрессора. И снова жалобный, полный страсти призыв самки. Наконец пришелец не выдержал и вымахнул на поляну метрах в сорока от нашей компании. Впрочем, вру – вабильщик Николай, заслышав идущего с треском зверя, отошел нам за спину, чтобы не пугать гостя. Вижу огромную черную тушу, еще более черную, чем куст, возле которого лось стоит и треплет его рогами.

А дальше начинается анекдот. Еще перед охотой егерь показал мне прайс-лист, по нему мы и определили трофей, который я мог оплатить. Мне было вполне по силам забрать бычка с пятью отростками на каждом роге. Но у того, что стоял перед нами, я даже примерно не мог их сосчитать. Вижу, что много, и, казалось бы, можно брать, но каждый следующий отросток грозит мне несколькими лишними десятками тысяч рублей. И помочь некому: у остальных нет ночных наблюдательных приборов. Ситуация. Дальше – хуже. Пока мы с егерем обсуждаем проблему, второй егерь, сопровождающий наблюдателя-туриста и не понимающий, почему мы не стреляем, дает команду «огонь» своему подопечному. Турист незамедлительно громко щелкает предохранителем, и бык, естественно, срывается к лесу. Это происходит как раз в тот момент, когда мой егерь командует «стреляй».

Делать нечего – бью бегущего, и тот падает как подкошенный, хотя до него уже было не меньше сотни шагов. Удачно. Все вместе (егеря – с неприкрытой радостью, а я – с некоторой тревогой) идем смотреть, что же мы все-таки добыли. Уже на подходе при свете фонаря видно, что рога очень приличные. Но на одном роге у лося шесть отростков, а на другом – три срослись в один, и в итоге их стало четыре. Поэтому, когда бык в возбуждении вертел головой, поворачиваясь разными сторонами, число их и было разным.

Сергей Олегов,
«Охотничий двор» №09/2012

Другие статьи на тему Охота на лося:

Оцените статью