Загадка бабушкиного сундука

Загадка бабушкиного сундука

Старинную плетеную колыбель Таня Штундер вместе с мужем, можно сказать, из огня выхватили – соседи сарай разбирали, да и решили сжечь вместе с прочим барахлом: да кому нужна такая рухлядь, ей же лет двести, не меньше?! Сегодня этот уникальный экспонат занимает одно из самых почетных мест в районном салоне народных ремесел – ребеночка в этой колыбельке, правда, не качают, но симпатичная большая кукла устроилась здесь со всеми удобствами.

Загадка бабушкиного сундука
На этом станке когда-то работала весьегонская крестьянка. Он стар, но вполне исправен, и сотрудница районного Дома культуры Татьяна Штундер выткала на нем дорожку

 Мы ходим по салону, любуясь дивной красы полотенцами и подзорами, резьбой и вышитыми картинами, кружевами и поделками из бересты. Чего здесь только нет, глаза разбегаются! Вот и прялки – простые и самопряхи – уже усовершенствованные, на них женщине было легче работать. Тоже своего рода «передовые технологии» девятнадцатого века. И рядом изящные современные поделки Надежды Трулевой из бересты и соломки, цветы Екатерины Сенькиной, плетеные корзинки и лапти Виктора Красильникова – ну, такую красоту не на ноги надеть, а разве что на стенку в красном углу повесить. Вот лоскутное одеяло Валентины Мацыкиной – язык не повернется назвать эту исконно русскую технику шершавым английским словом «печворк».

В этом году салон отметил свое пятнадцатилетие – уже немалый юбилей, с которым мы от души поздравили его основателя и директора, большого энтузиаста Валентину Кузьмину и культорганизатора Татьяну Штундер. Ныне это подразделение районного Дома культуры наконец обрело достойный дом на первом этаже в здании районной администрации, и мы искренне порадовались, что глава района Александр Пашуков понимает все значение традиционных ремесел, в которых нашли материальное воплощение душа народа и его культура.

Все эти сокровища – а как еще назвать изумительной выработки изделия весьегонских мастеров? – Валентина Николаевна, а вслед за ней и Таня, пришедшая в салон два года назад, собирали по селам. Когда упрашивали снять с окошка, когда самолично стаскивали с чердака, а когда и денежку платили – собственную, заметьте! Но такое все же случалось очень редко. Потому что стоило людям узнать, для чего вдруг понадобились старое лоскутное одеяло или древний утюг, которым давно уж дверь подпирают, а не белье гладят, так не просто отдавали что просят, а еще и в бабушкин сундук лезли. А чего там только не найдешь! Пока еще, к счастью, потому что и холстина ветшает, и вышивка выцветает, да и не все сегодня осознают ценность этих обыкновенных рукотворных чудес.

Загадка бабушкиного сундука
В каждом изделии мастериц видна русская традиция

– А можно ли отличить весьегонский узор? – расспрашиваем мы, охая и ахая от восторга. – Ну, как вы определяете, что это весьегонская мастерица выткала или вышила, а не калужская или смоленская?

– А в нашем уезде вышивали преимущественно красной нитью, – объясняет Татьяна. – Черную стали использовать лишь в конце ХIХ века. И свой узор узнаешь сразу – в нем сочетание славянского растительного орнамента с геометрическим финно-угорским. Вообще же каждый уезд отличался своей цветовой гаммой и какими-то деталями технологии…

Вышивки – и рушники особенно – имеют разнообразные сюжеты, и когда-то народное узорочье читалось, как открытая книга. Ныне это знание практически утеряно, но именно такие собиратели и почитатели благословенной старины помогают восстановить хотя бы основные его элементы. Рушник – это же целая наука! «Загадка бабушкиного рушника» – так и называется центральная экспозиция салона. Вот знали вы, к примеру, что корень этого слова с рукой не имеет ничего общего? Это оторванный или же отрезанный – «отрушенный» – кусок домотканого полотна. Бывает он обычным и «долгим» – порой аж до 3–4 метров длиной, вышитый и украшенный по концам кружевом или бахромой.

 С особым усердием расшивались такие свадебные полотенца – невеста еще до свадьбы должна была соткать и вышить штук сорок, никак не меньше, чтобы одарить не только суженого и всю его родню, но и самых почетных гостей. И был это очень ценный подарок!

Таня Штундер показывает нам и свадебные рушники, и подзоры, и скатерти, а еще и пыльники – это чехлы такие, тоже домотканые, обычно выделанные в полоску, в этом уезде их обычно ткали желто-красно-синими. Есть здесь и более поздние вещи – в начале прошлого века стали применять технику ришелье. Тоже очень красиво, но все же в тех самых обветшавших и поблекших бабушкиных вышивках есть что-то неповторимое – истинное и самоценное. Ну, вроде как яблоко с импортной пальметты – красивое, крупное, классической формы, но разве сравнится оно вкусом и ароматом с тем, что сорвали вы со старой яблоньки под окном дедова деревенского дома?

Глаз примечает сундучок с тонкой резьбой – это работа знаменитого мастера Николая Степановича Харчова. Этот интересный узор называется солярным – солнечный диск и исходящие от него лучи. Татьяна рассказывает, что в Весьегонском районе такой сюжет встречается и на «краснах» ткацкого станка, и на детских колыбелях.

А вот и миниатюрное крестьянское подворье, все его детали виртуозно выточил, как значится на табличке, В.М. Алексашкин – что же, очень хорошая работа! У современных мастеров свои вкусы и своя технология, но что-то неуловимое, не поддающееся определению крепко-накрепко связывает их с традицией – из нее вышли, из этой творческой школы, а те самые загадки рушника открывали им бабкины гены. Тот же Виктор Красильников – бывший председатель колхоза, и мужик еще вовсе не старый. А Надежда Шамбарова сколько лет судебным приставом служила, а потом вдруг все бросила и теперь шьет – вышивает, кукол мастерит, до чего же занятных и славных! А рядом – ее матушки работы, дорожки домотканые…

Вот так проявляется творческое начало, его не запереть плотиной – все равно все сметет и хлынет, свободно и мощно, в родное русло.

Лидия Гаджиева

Другие статьи на тему Народные промыслы:

Оцените статью