Чем плох новый закон о туризме

Чем плох новый закон о туризме

Принимая поправки в закон о туризме, законодатели забыли, что россияне отдыхают не только за рубежом. Будем надеяться, что следующая серия поправок позволит действительно развивать туризм в России. Так считает заместитель председателя комитета по туризму правительства Москвы, руководитель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов.

«Новый закон о туризме не направлен на развитие туризма в России», — такой жесткой характеристикой поделился с корреспондентом «Российского туризма» и участниками конференции «MITCO-2012» заместитель председателя комитета по туризму правительства Москвы, руководитель правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. «Российский туризм» приводит основные аргументы этого авторитетного чиновника.

Аргумент 1: Закон не способствует развитию внутреннего туризма

— Закон о туризме ринимался в 1996 году и с тех пор изменялся лишь незначительно. И поправки, внесенные в этом году, не получились институциональными, закон серьезных изменений не претерпел: лицензирования туристической деятельности как не было так и нет, обязательной классификации объектов туристической индустрии не появилось, обязательной аккредитации экскурсоводов и вообще этого института не появилось, хотя мы все его ждали.

Закон получился с очевидным реверсом в сферу выездного туризма, в сферу регулирования отношений в части возмещения ущерба в случае конфликтов, причинения вреда потребителям. В законе совершенно не нашли отражения очень важные для развития туризма в России элементы регулирования внутреннего въездного туризма, нет никакого описания льгот для развития внутреннего туризма, и вообще эта сфера из закона медленно но верно ушла.

Поправки в закон были инициированы в связи со скандальными банкротствами туроператоров в сфере выездного туризма. Государство обратило внимание на то, что российские туристы остаются брошенными за рубежом в случае банкротства туроператора, государство не находит ни денег, ни регулирующих инструментов, чтобы решить эту проблему, вывезти этих туристов, возместить им ущерб. Эти конфликты часто выходили в стадию скандала в СМИ, и в итоге мы увидели рефлекторное движение органов власти — внесение изменений в закон, связанное исключительно с экстренной помощью туристам нуждающимся в помощи в следствие неисполнения условий договора или банкротства туроператора.

Таким образом, это рефлекторное изменение закона привело к тому, что закон весь направлен на регулирование вокруг конфликта и совсем не направлен на развитие туризма в России. Хотя если судить о названию, этот закон в первую очередь должен касаться развития туризма внутри России, развития объектов туристической индустрии, объектов экскурсионной деятельности, развития сферы межрегионального сотрудничества в сфере туризма. Будем надеяться что следующая серия поправок позволит действительно развивать туризм в России а не заниматься спасением утопающих.

туризм в россии

Аргумент 2: Новый закон полностью не защитит права туристов даже за рубежом

— Главные изменения в законе связаны с введением понятия экстренной помощи туристу. Обращаю ваше внимание что экстренная помощь в законе определена исключительно как эвакуация, то есть это непредвиденное прерывание поездки, обеспечение выезда туриста из за рубежа где он находится, обратно на родину за счет компенсационного фонда, который будет создаваться объединением туроператоров работающих в сфере выездного туризма.

Таким образом, экстренная помощь не касается вопросов медицинского обслуживания, чрезвычайных ситуаций, это исключительно помощь, связанная с нарушение туроператором договора об оказании услуг. Никаких других действий, кроме эвакуации, объединение туроператоров предпринимать не должно. Возможность воспользоваться экстренной помощью будет включаться в каждый договор, который турагент или туроператор будут заклчать с туристом.

При этом возникает вопрос – какой уровень размещения и перевозки должен быть предоставлен туристу когда его эвакуируют? Турист, допустим, оплатил отель 5 звезд, прилетел бизнес классом, приезжает в отель, а его размещение не оплачено – туроператор не исполнил свои обязательства, деньги собрал и исчез в неизвестном направлении. Объединение туроператоров должно обеспечить эвакуацию этого туриста. Но это не значит, что оно должно обеспечить ему тот же уровень сервиса, который был указан в его договоре.

То есть он не должен за счет объединения туроператоров жить в своем пятизвездочном отеле, за который он заплатил туроператору. Вовсе нет: туристу предлагается эвакуация ближайшим бортом и переселение в ближайший отель, для того чтобы он дожидался ближайшего борта.

Если турист отказывается от эвакуации – а он имеет на это полное и законное право – то это никак не ущемляет его в реализации его дальнейших прав, как потребителя. То есть, вернувшись на родину, он может идти в суд с требование компенсации от туропреатора, к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность туроператора. То есть эвакуация — это не замещающий инструмент, это дополнительный инструмент, еще один элемент защиты туристов, но предназначенный для экстренных случаев, когда турист реально застрял и не может никуда уехать, потому что у него не оплачена перевозка и проживание.

Аргумент 3: Новое объединение туроператоров, с юридической точки зрения – дикая конструкция

— Ключевая поправка закона обязывает всех туроператоров, зарегистрированных на территории России, быть членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Это норма вступает в силу с 1 ноября. Это объединение находится в стадии регистрации в Министерстве юстиции и будет называться Ростурпомощь. С юридической точки зрения, конструкция, конечно, немножко дикая – добровольное объединение с обязательным членством. Это ограничение правоспособности юридического лица – что уж тут скрывать.

Это инструмент государственного влияния, отданный в руки юридического лица. Хотя это и некоммерческая организация, но все равно то некий элемент контроля за отраслью. Инструмент очень серьезный, туроператоры, не вступившие в данное объединение и не залатившие деньги в компенсационный фонд, не смогут заниматься туроператорской деятельностью и не будут внесены в государственный реестр туроператоров.

Напоследок о хорошем

Георгий Мохов, в своем анализе закона нашел, по сути, только одно нововведение, которое будет способствовать развитию туризма в России – уменьшение размера финансовых гарантий для фирм, занимающихся въездным туризмом – с 10 млн. рублей до 500 тысяч рублей.

— С 2007 года, после того, как был введен институт финансового обеспечения туроператоров, не было ни одного страхового случая в страховании ответственности операторов въездного туризма. То есть все операторы по въезду пять лет платили эту страховочку, и эти деньги пошли не на развитие туризма, не на развитие этого туроператора, они шли в страховые организации. Конечно, им тоже нужно зарабатывать свои денежки, но в данном виде страхования это был чисты доход. То есть, мы так и не встретили никаких признаков страхового случая, когда бы иностранный турист приехавший на территорию России, попытался здесь получить возмещение ущерба. Теперь здравый смысл восторжествовал и размер финансового обеспечения по въезду приравняли к размеру финансовому обеспечению по внутреннему туризму, хотя я бы обнулил его, на самом деле.

Виктор Кудревич

Другие статьи на тему Развитие туризма:

Оцените статью