Почему туристы не хотят ехать на Северный Кавказ

Почему туристы не хотят ехать на Северный Кавказ

По замыслу авторов кластерного проекта Северный Кавказ через десять лет должен стать едва ли не центром международного туризма в России. Смогут ли курорты Северного Кавказа стать мировым туристическим брендом России? И что мешает реализации задуманных планов?

Правительство России сняло ограничение на въезд иностранцев на некоторые территории Северной Осетии, таким образом, у зарубежных гостей появилась возможность попасть в Алагирский район республики, где строится всесезонный горно-рекреационный комплекс "Мамисон".

— Это масштабный проект, и наши иностранные инвесторы уже столкнулись с проблемой въезда на территорию во время ознакомительных рабочих поездок на объект, — отметил заместитель генерального директора компании "Курорты Северного Кавказа" Владимир Евдокимов. — При выходе "Мамисона" на проектную мощность ожидаются потоки горнолыжников из-за рубежа, которые уже сейчас проявляют интерес к северокавказскому туркластеру. Однако при наличии каких-либо ограничений турист просто выберет другое место отдыха.

По замыслу авторов кластерного проекта Северный Кавказ через десять лет должен стать едва ли не центром международного туризма в России. За его реализацией внимательно следят на самом высоком уровне.

— Я когда-то стоял у истоков этого проекта и смог придать ему динамику. Я хотел бы сказать, что буду и дальше его продвигать. И не только потому, что этот регион важен для России, а, может быть, по совершенно простой причине: если получится здесь, то получится везде, и это для нас очень важно, — заявил на прошедшем в Сочи Международном инвестиционном форуме председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

Как отмечают эксперты, для США и многих европейских стран туризм давно уже стал главной экспортной отраслью, здесь отдыхающие считаются своего рода мини-инвесторами, которые привозят деньги и, по сути, вкладывают их в экономику этих государств. В Россию сегодня приезжает порядка трех миллионов туристов в год, для сравнения, во Францию — около 80.

— По уровню расходов граждан на эту сферу Россия находится на седьмом месте в мире, порядка триллиона рублей наши соотечественники тратят на отдых, но в основном это вывоз капитала, то есть они оставляют средства за пределами своей родины, — говорит заместитель руководителя Ростуризма Николай Новичков. — Мы же должны стремиться к тому, чтобы к нам приезжали и тратили деньги у нас.

Сегодня в рейтинге конкурентоспособности в сфере путешествий и туризма, который готовит Всемирный экономический форум, Россия занимает 59-е место. Итоги подводятся по результатам опроса представителей бизнеса более чем из 120 стран. В первую тройку топа вошли Швейцария, Франция и Германия.

— С точки зрения соотношения туристического потенциала и имеющихся на сегодня инвестиций, уровня занятости в этом секторе, а также доходов в бюджет, 59-е место однозначно низкое. В России еще много направлений, которые можно развивать, — уверен партнер компании Strategy Partners Group Алексей Праздничных. — Слабой стороной является все, что связано с регулированием и государственной политикой в области туризма, при этом более позитивно Россия смотрится относительно существующих у нее туристических активов.

Недостаточно проработанным эксперты считают законодательство, в том числе связанное с визовым режимом и созданием благоприятного инвестиционного климата в стране. Отмечается низкая ценовая конкурентоспособность России, где очень высока стоимость гостиничных номеров, авиабилетов и туристической инфраструктуры.

— В России развиваются в основном гостиницы высшего класса, при этом инвесторы требуют возврата вложенных средств за пять лет, — говорит генеральный директор Accor Russia (российское представительство французского оператора сетей гостиниц и ресторанов) Алексис Деларофф. — Никто не понимает, что нужно опираться на массовый туризм, который предполагает номера в отелях стоимостью 50-60 евро. Мы открыли гостиницу с такими ценами в Ярославле, и уже за первый год загрузка составила 70 процентов. Российский инвестор если и готов вкладывать деньги, то только не в трехзвездочный отель, так как это стыд и срам. Надо обязательно строить гостиницу уровня четырех и пяти звезд, даже если нет тех, кто готов оплатить там проживание. А ведь во всех странах лучше работают и более всего востребованы гостиницы среднего и нижнего сегментов. При низких ценах на средства размещения туроператорам проще сформировать продаваемый турпакет. Гостиничный бизнес — основа малого и среднего предпринимательства в Европе. Когда это станет семейным бизнесом в России, и появятся небольшие доступные отели, тогда и будет развиваться туризм.

А в том, что путешествовать по родным краям дороже, чем слетать за границу, корреспондент "РГ" убедился лично. Поездка в Чехию с перелетом, проживанием и экскурсиями обошлась автору этих строк в 34 тысячи рублей, путешествие на Алтай — почти в два раза дороже: лишь один перелет из Краснодара в Барнаул и обратно стоил 32 тысячи.

Однако не все так плохо и в нашем отечестве. К положительным сторонам российского турбизнеса эксперты относят качество медицинского обслуживания отдыхающих и развитость воздушного сообщения.

— Туристам стало проще добраться из Москвы до некоторых туристических регионов, — продолжает Алексей Праздничных. — Однако если говорить о внутрирегиональной дорожной инфраструктуре и возможности доехать до ряда ключевых туробъектов, например, на автомобиле, то здесь позиции России в рейтинге достаточно скромные.

Существенным конкурентным преимуществом страны в целом и Северного Кавказа, в частности, являются так называемые туристические активы — памятники культуры, природа — однако их капитализация оставляет желать лучшего. Что же касается низкой позиции РФ в плане эффективности госуправления этой сферой, то здесь, как отмечают сами же чиновники, стоит говорить о некой, можно сказать, ее неприкаянности.

— Спортивным туризмом занимается минспорт, детским — министерство образования и науки, санаторно-курортным комплексом — минздрав, а коммерческим туризмом — министерство культуры, — говорит министр курортов Краснодарского края Евгений Куделя. — Остается читать молитвы, чтобы в России появилось, наконец, министерство туризма.

Для развития массового туризма в регионах не хватает удобных и недорогих гостиниц
Для развития массового туризма в регионах не хватает удобных и недорогих гостиниц

По мнению Алексея Праздничных, необходимо также развивать туристические конкурентоспособные кластеры на уровне отдельных регионов, так как именно роль субъектов в этой сфере очень велика. Успешная реализация проекта северокавказского туркластера действительно может стать поворотной вехой для рекреационной отрасли страны, а создание сети современных горнолыжных, пляжных и бальнеологических курортов, которые будут работать в единой связке, может повлиять на место России в рейтинге конкурентоспособности. При этом все вышеназванные проблемы так или иначе уже учтены госкорпорацией "Курорты Северного Кавказа", которая заявила и о планах создания региональной авиакомпании для снижения цен на билеты, и о привлечении местных жителей к турбизнесу, и о готовности взять под свое крыло все значимые рекреационные зоны округа для более эффективного управления. Остается лишь надеяться, что планы эти осуществятся.

Мнение: Андрей Катаев, управляющий директор "Северо-Кавказского горного клуба":

— В России необходимо создавать межрегиональные туристические бренды, тогда можно сформировать яркий интересный продукт, повысить его продаваемость и минимизировать затраты на продвижение. Но у нас, к сожалению, нет взаимодействия на уровне регионов. В каждом субъекте поддерживают своих и не хотят сотрудничать даже с соседями. Над брендом территории должно стоять государство со своей политикой в сфере туризма, внутри этих брендов надо создавать различные турпродукты и смотреть, какие из них могут стать национальными. И вокруг них уже необходимо организовывать национальные туристские офисы, ниже в этой пирамиде должны стоять туроператоры, затем турагенты. Тогда в России появится действенная отраслевая система развития.

Взгляд со стороны: Тимофей Рогожин, генеральный директор туристической компании:

— Назову десять причин, которые мешают развиваться туризму в России. Они составлены по итогам опроса представителей европейских туроператов, которые отправляют в нашу страну отдыхающих:

1. Нет яркого бренда. Есть некое расплывчатое представление о стране: баня, водка, гармонь, контртеррористические операции, медведи на улицах. В Европе Россия ассоциируется с отдельно взятыми "объектами", которые сформировались еще в царские времена и в эпоху Советского Союза: Санкт-Петербург, Москва, Золотое кольцо, Транссиб, Байкал и Камчатка. Вся остальная Россия — белое пятно. А раз нет запоминающегося бренда, то нет и маркетинга.

2. Ни в одном из направлений туризма мы не являемся признанными лидерами или уникальными представителями. Везде нас опережают те страны, где есть четкая госполитика в этой сфере.

3. В России дорого отдыхать. Экскурсионный, активный, оздоровительный туризм обойдется дороже, чем в тех странах, которые являются лидерами в этих направлениях и предлагают более качественный продукт.

4. Высокие тарифы на авиаперелеты в Россию и внутри страны. По целому ряду направлений увеличились цены на авиаперевозки: на Камчатку, Чукотку, Байкал, в Якутию, Мурманскую область.

5. Сложности с оформлением виз, пропусков и прочие формальности. Особенно это касается территорий регламентированного пребывания иностранцев.

6. Наши туристические компании составляют непонятные программы пребывания, поздно публикуют даты, российские операторы не могут работать на полтора-два года вперед, что мешает иностранным фирмам, которые делают планирование на три года.

7. Неуверенность в безопасности. Британским гражданам не оформляют страховки, если они едут на Эльбрус. Им предлагают отправляться в Кабардино-Балкарию на свой страх и риск. Однако подобные стереотипы бьют не только по имиджу Северного Кавказа, но и по имиджу всей страны. И никто не работает над тем, чтобы их развеять.

8. Низкий профессионализм персонала: от менеджеров до гидов. Наши компании не понимают, что евреям нужна кошерная пища, а французы всегда просят поставить минеральную воду к ужину.

9. У нас очень большая страна. И это единственная объективная причина. Иностранцы не понимают, что посмотреть в Якутии Оймякон, Тикси, Музей мамонта и в Мирном кимберлитовую трубку невозможно за пять дней, потому что расстояние между ними измеряются тысячами километров. Сложно в рамках одного тура посетить несколько регионов из-за их отдаленности.

10. Отношение к туристам. До сих пор в некоторых регионах слов "турист" носит негативный, иронический подтекст.

Тем временем

Территории сегодня сталкиваются с немалым количеством специфических проблем, которые невозможно решить на местном уровне. Они мешают наращивать турпотоки даже в тех регионах, которые не могут пожаловаться на малую узнаваемость. В частности, речь идет о Кавказских Минеральных Водах, где находится 132 санатория и куда в последние годы приезжает более 700 тысяч человек.

— Продвигать туристский продукт, не называя, сколько звезд у санатория и гостиницы, очень сложно, — говорит министр курортов и туризма Ставропольского края Валентина Ченцова. — Но при нынешней системе государственной классификации проводить ее невозможно. По документам минздрава санатории попали в перечень больниц, и мы не имеем права называть обслуживающий персонал горничными, а только медсестрами по уходу за больными. Нельзя говорить номер, это — палата. В государственной системе классификации средств размещения к санаториям те же требования, что и к гостиницам, то есть нужно иметь бар, ресторан, но в то же время минздрав категорически запрещает продажу спиртного даже за 500 метров от санатория. Но тогда он действительно больше напоминает больницу. За рубежом совершенно другого плана курортные отели с лечением. Сами решить эту проблему мы не в состоянии, ее надо рассматривать на федеральном уровне. При этом система классификации очень важна, но если она не будет обязательной, заставить частные санатории повышать квалификацию персонала, улучшать сервис невозможно. Добровольная же воспринимается в нашей стране как никакая. Поэтому мы выступаем за обязательную классификацию.

Екатерина Ковалевская

Другие статьи на тему Развитие туризма в России:

Оцените статью