Милое сердце: Как рассказать детям о милосердии

Милое сердце: Как рассказать детям о милосердии

Как воспитать в детях человеколюбие и сострадание – качества, необходимых православному христианину?  В журнале «Покров» №1/2013  приводится конспект урока по учебнику  А.В.Кураева «Основы православной культуры» для 4–5 классов. Журнал «Покров» издается в рамках программы благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона Институту экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.

В сентябре 2012 г. московские школьники 4–5 классов начали изучать Основы православной культуры – в рамках нового предмета ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Урок стал новым не только для детей, но и для учителей. Многие из них ведут сегодня одновременно несколько модулей – православие, буддизм, иудаизм, мусульманскую культуру, мировые религии, светскую этику. Не будем рассуждать о том, насколько возможен такой «иудо-христианский союз» в сознании одного человека. Понимая, со сколь сложной задачей столкнулись педагоги, журнал «Покров» предлагает в помощь учителям ОПК рубрику «Изучение основ». В ней родители и учителя найдут конспекты уроков по рекомендованному Министерством образования и науки учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры» для 4–5 классов.

учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры» для 4–5 классов
Учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры» для 4–5 классов

Цель урока: воспитание в детях человеколюбия и сострадания – качеств, необходимых православному христианину.

Задачи урока:
объяснить детям понятия милосердия и жестокосердия; рассказать им, кто такой ближний – в евангельском понимании этого слова; привести исторические и литературные примеры милосердных людей (семья государя-страстотерпца Николая II, образ Маланьи в сказке Николая Лескова и др.); способствовать развитию у детей нравственных качеств и умения жить по Евангелию в современном мире, в собственной семье, научить детей не проходить мимо чужой беды.

Иллюстративный материал: икона или картина Страшного суда; фотографии Елизаветы Федоровны Романовой, императрицы Александры Федоровны и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии в одежде сестер милосердия; фото царской семьи на благотворительных ярмарках.

Мы сегодня поговорим о милосердии. О милом сердце…

Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Дети отвечают: доброта, готовность помочь, сочувствие, забота.)

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование милосердия: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

Кто, на ваш взгляд, является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей?

…Да, как правило, это наши бабушки, мамы, папы, добрые друзья, которые заботятся о нас.

А давайте вспомним милосердных героев из литературных произведений.

(Женя из сказки «Цветик-семицветик» Валентина Катаева, которая отдает последний лепесток волшебного цветка для исцеления больного мальчика; Герда из сказки «Снежная королева» Андерсена; Полианна, которая всегда радуется и всем помогает, – из одноименного романа Элинор Портер; Сарра из романа «Маленькая принцесса» Фрэнсис Элизы Бернетт. Из этого произведения можно вспомнить эпизод, когда девочка, будучи голодной, обессиленной, отдает свою булочку маленькой нищенке.)

А помните сказку нашего русского писателя Николая Семеновича Лескова «Маланья – голова баранья»?

Борис Забирохин. Иллюстрация к сказке Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья»
Борис Забирохин. Иллюстрация к сказке Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья»

Эту бедную деревенскую женщину прозвали глупой, потому что она о других думала больше, чем о себе. О чем ее ни попросят – «то она делала, а если не могла, то приветит, да приласкает, и добрым словом утешит – скажет: – Потерпи, Христос терпел и нам велел». Жили у нее сухорукий мальчик Ерашка и безногая девочка Живулечка – сжалилась над безродными калеками-сиротками Маланья и взяла их к себе в дом, кормила и поила.

А потом случилась такая история. Пустила как-то Маланья старичка незнакомого бездомного переночевать, который неизвестно откуда взялся. Его все прогнали, а Маланья накормила, свою кровать ему уступила, сама всю ночь не ложилась, а наутро тот спросил ее, есть ли у женщины заветное желание, он-де выпросит его исполнения у Бога. Подумала-подумала она и сказала: хочу, чтобы смерть «присохла», то есть чтобы люди не умирали. И старик выпросил это у Бога.

Но вот ведь удивительно: как только исполнилось желание – «присохла» смерть – начались в деревне бедствия (сильные теснили слабых, злые стали еще более жестокими, и не было на них никакой управы), еще больше несчастных людей к Маланье стали приходить. И тогда выпустила Маланья смерть, решила, что не в свое дело ввязалась. Посягнула на дела Божии.

Стали люди умирать, отходить в мир иной своим чередом, и все вздохнули с облегчением. Только Маланья все жила и жила. Сколько ей было лет – никто уж и не помнил, да и она позабыла не только свои лета, но даже – как зовут ее.

И вот в очередной раз приходит смерть к Маланье и спрашивает: «Как имя этой женщины?». «…А ей в ответ и упал с неба белый как снег, чистый камень, как сердце обточенный, и на нем огнистым золотом горит имя: «Любовь».

Увидела это смерть и сказала:

– Ты не моя – нет твоего имени в моем приказе: любовь не умирает; ты доживешь до тех пор, пока правда и милосердие не встретятся и волк ляжет с ягненком и не обидит его».

Этими удивительными словами заканчивается сказка. Оказывается, в милосердии самое главное – любовь, в этом суть настоящего милосердия – оказать любовь человеку. И эта любовь соединяет нас с Богом – источником Любви. 

Волк с ягненком – рядом

А как вы думаете, ребята, что это за время, когда «правда и милосердие встретятся, а волк ляжет с ягненком и не обидит его»?

Это описание Царствия Божия, вечности после Страшного суда, когда праведники унаследуют Жизнь вечную, а грешники – вечную муку.

Страшный суд. Новгородская икона середины XV в. (фрагмент)
Страшный суд. Новгородская икона середины XV в. (фрагмент)

А как будет Господь судить людей? Посмотрите, пожалуйста, на икону Страшного суда – вы видите апостолов с Евангелием, праведников и грешником (дети рассматривают икону), которые идут на Суд к Господу.

Оказывается, главное, на что будет смотреть Господь на Суде, – это то, насколько милосердным человек был на земле. Помогал ли он окружающим, навещал ли больных, кормил ли голодных, утешал ли заключенных…

Послушайте, как об этом говорит евангелист Матфей:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня, был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31–46).
 
Ребята, как вы думаете, кого Господь называет своими меньшими братьями? Правильно, всех людей, которые нуждаются в нашей с вами помощи. Доброе сердце – как солнышко – согревает все вокруг, а не только родственников и друзей. Очень интересная на эту тему есть притча в Евангелии.

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к ближнему. И тогда Спасителю задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?» И Христос ответил притчей о добром самарянине (Лк. 10:25–37).

В ней рассказывается о том, как на некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. А прохожие шли мимо, в том числе священник и левит (помощник священника), все они спешили по своим делам. И лишь один приезжий человек, самарянин, язычник, который не знал толком местного языка, остановился. Он перевязал больному раны, отвез его в гостиницу и оплатил лечение.

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи. Неважно при этом, на каком языке он говорит, какая у него вера или цвет кожи. Ему нужно помочь. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно, когда он в беде, надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Милосердие и жестокосердие

Милосердию противоположно жестокосердие. Сейчас мы с вами послушаем два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где о жестокосердии.

Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
(Я.П. Полонский, «Нищий»)

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю. Лермонтов, «Нищий»)

(Дети определяют, где говорится о милосердии, а где – о жестокосердии.)

милостыня

А вы сами когда-нибудь подавали милостыню? Какие чувства вы испытывали при этом?

Да, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку, от того, что Господь касается вашего сердца. И наоборот, отнимешь у кого-то игрушку – бывает после этого весело? Вроде и желаемое получил, а радости нет. И играть неинтересно. Потому что радость – от Бога; а когда человек нарушает заповеди, он отступает от Источника Радости.

Но иногда мы все понимаем, но нам все равно бывает жалко – отдать товарищу любимую игрушку, вкусную конфету, бывает лень помочь маме или бабушке…

Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. Не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме. Не хочется просить прощения у учительницы – но надо переступить через себя и сказать от всего сердца: «Простите». Не хочется ехать к бабушке, «лучше» поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры. И все время просить помощи у Бога. Потому что Он – источник милосердия и Любви. Вот почему православные исповедуются, причащаются, соединяются с Богом в Таинствах – чтобы Он Сам помог нам стать лучше.

Чтобы воспитать доброе сердце, требуется творить добрые дела, читать добрые книги, Священное Писание.

Иногда нет возможности сделать доброе дело – тогда можно помолиться за человека, попросить Бога, чтобы Он помог тому, кто в беде. Но иногда мы не можем и молиться… Не умеем, например. Тогда можно просто хорошо подумать о ком-то, пожелать ему добра. Наши добрые дела начинаются с добрых мыслей. И Господь знает эти мысли. Вот почему ни о ком никогда не нужно думать плохо, надо отгонять эти мысли от себя. Стараться думать, вспоминать только хорошее – это что касается других. А вот в себе видеть плохое очень полезно – для того, чтобы знать, что нужно исправить.

Святые отцы говорят: «Сделал доброе дело – забудь, а вот если обидел кого-то – запомни. Тебе сделали добро – запомни, обидели тебя – забудь».

Мы с вами разобрали, что милостыня – одно из дел милосердия. Христос говорил: «Всякому, просящему у тебя, давай» (Лк. 6:30). А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное досталось тебе самому, потому что душа твоя стала светлее.

«Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину. Милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

Все наши святые были милостивыми людьми. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, который служил священником, не мог донести до дому своей зарплаты – он всю ее по дороге раздавал кронштадтским беднякам. Святой Николай Чудотворец был очень милостивым. «Ходит милостник Никола мимо сел и деревень», – писал о нем Сергей Есенин. Один из самых ярких эпизодов его жития – когда святой подбрасывает бедному отцу трех девиц три мешочка с золотом. Эти деньги вдовец использовал для приданого – только так он мог выдать дочерей замуж. 
Но всякая ли милостыня угодна Богу? «Смотрите, – говорит Господь, – не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1).

То есть милостыня, данная ради того, чтобы покрасоваться – перед собой или друзьями, чтобы показать свое «я», – Богу не нужна.

Больше того – все, что у нас есть, в том числе наши таланты, средства, которые мы жертвуем, дает нам Господь.

Предположим, ученик получил пятерку. Это его заслуга или нет? Как вы думаете? Да, он потрудился, но одному человеку дано легко постигать науки, а другому – нет. Один на то, чтобы выучить стихотворение, потратит час, а другой – пять минут. И дает таланты Господь. Вот почему никогда не нужно чем-то гордиться, хвастаться.

Однажды Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две лепты, две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому что она отдала все, что у нее было, и сделала это от чистого сердца (Мк. 12:42; Лк. 21:2).

Блаженный Феофилакт писал: «Жертва или милостыня оценивается не потому, что положил, а сколько себе оставил».

Но у детей еще нет денег. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

Правильно, свое время, свои труды, свое внимание. Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы просто позвонить ему; или, например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить ее, как она себя чувствует, какое у нее сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

Чистое сердце – самое большое сокровище, которое может быть у человека. Именно чистое сердце позволяет заботиться о других. Это очень хорошо описано в притче современного поэта и композитора Светланы Копыловой.

Окно

Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой –
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой – лишь на краску дверную.
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
– Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка…
И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал –
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
– Ах, если б он видел, – сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
– Зачем же тогда? – тут больной прошептал.
– Да он вас утешить старался.

Николай II  с сыном Алексеем
Во время Первой мировой войны Николай II регулярно ездил в Ставку на фронт. Государь видел, как его присутствие воодушевляет солдат, особенно если он бывал в войсках с сыном Алексеем

Сестры милосердия

Говоря о милующем сердце, нельзя не затронуть тему сестер милосердия. Это они в войну ценой собственных жизней спасали солдат, вытаскивали их из боя, перевязывали раны.

В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романовна, родная сестра последней русской императрицы Александры Федоровны. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), Елизавета добровольно приняла православие. Она была очень красивая, образованная и добрая женщина – посмотрите на ее удивительные портреты. (Дети рассматривают портреты Елизаветы Федоровны.)

Родная сестра императрицы Елизавета Федоровна
Родная сестра императрицы Елизавета Федоровна обладала ангельской внешностью и одновременно – мужественным и добрым сердцем. Умирая в алапаевской шахте, она перевязывала человека, который оказался рядом с ней

После смерти своего супруга, который был убит революционерами-террористами, она всю свою жизнь посвятила делам милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь, до полного изнеможения: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Пришедшие к власти большевики арестовали Елизавету Федоровну и переправили ее из Москвы в Алапаевск (недалеко от нынешнего Екатеринбурга). В ночь с 17 на 18 июля 1918 г. ее и еще несколько человек сбросили в старую глубокую шахту. Елизавета Федоровна упала на выступ на глубине 15 м. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не переставала заботиться о других, хотя сама была с многочисленными и сильнейшими ушибами и переломами…

– Народ – дитя, – говорила она, – он неповинен в происходящем… он введен в заблуждение врагами России.

В семье последнего русского императора Николая II много сил отдавали делам милосердия. Здесь царила любовь. Когда императрице Александре Федоровне нездоровилось, дочери – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – устраивали поочередное дежурство при матери. Так же они дежурили при брате – цесаревиче Алексее, который часто болел.

Императрица Александра Федоровна и старшие великие княжны Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия
Императрица Александра Федоровна и старшие великие княжны Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Государыня (на фото – внизу) помогала в операционной, сама делала перевязки и часами сидела у изголовья тяжелых больных. Многие солдаты просили, чтобы она была с ними во время операции

Александра Федоровна знала, что люди, которые совсем не видят страданий, вряд ли бывают милосердными. И поэтому посещала вместе с детьми больницы, приюты… Во время Первой мировой войны Александра Федоровна, пройдя курсы сестер, вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. (Дети рассматривают фотографии императрицы и ее детей в одежде сестер милосердия.)

Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

К счастью, сегодня традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды – например, фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком. Есть многие другие благотворительные фонды. Все мы – вместе с родителями – можем принять участие в их акциях.

Но главное, как мы сегодня выяснили, – это все-таки наше доброе сердце, которое всегда найдет способ помочь ближнему.

Благотворительный фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой заботится о тяжелобольных детях
Благотворительный фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой заботится о тяжелобольных детях

Подведем итог урока

– Ребята, назовите главное качество милосердного человека. (Любовь.)

– Давайте повторим, как воспитать милосердное сердце? (Творить добрые дела и добрые помыслы, молиться, просить помощи у Бога, читать Священное Писание, жития святых, добрые книги, участвовать в Таинствах Церкви.)

Домашнее задание для детей

1. Подари своей семье частичку добра – помоги маме, папе, бабушке или дедушке в их домашних делах. Поздравь родных с праздником, с днем рождения – хотя бы по телефону; скажи им добрые слова. Навести бабушку или других родных – одиноких, больных. Позвони товарищу, который отсутствует в школе.

2. (На Пасху.) Окажи милосердие незнакомому и нуждающемуся человеку, подари ему крашеное яйцо. Ведь это – символ новой жизни и воскресения Иисуса Христа. Возможно, подарок даст надежду человеку на перемены в его жизни.

3. Создай «подарок милосердия» своими руками: поделку, рисунок, напиши стихотворение с добрыми пожеланиями.

4. Поделись своей книгой или игрушкой для другого ребенка из детского дома или хосписа.

На школьном уровне можно провести акции «милосердия и сострадания»:

1. «Неделя добрых слов и добрых пожеланий» (дети могут написать добрые слова и пожелания родителям и близким).

2. «Продолжим царские дела» (благотворительная ярмарка с поделками детей, вырученные средства направляются на помощь нуждающимся – например, многодетной семье в классе).

3. «Книга добра» (каждый ребенок добровольно может пополнить школьную библиотеку своей любимой книгой).

4. «Красивый город – добрыми руками» (уборка территории школьного двора, благоустройство сквера).

Святые отцы о милосердии и сострадании

Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу.
Святитель Иоанн Златоуст

Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их.
Преподобный Исаак Сирин

Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием.
Преподобный Исаак Сирин

Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками Великого Царства, и так же осторожно, как с огнем.
Схиигумен Савва Псково-Печерский

Никто не может сказать: «Я неимущий, мне не из чего подавать милостыню». Ибо если ты не можешь давать столько, как богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары богатых (Мк. 12:42; Лк. 21:2). Если и того не имеешь – имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего. Итак, окажи ему милосердие словом и услышишь: «…не выше ли доброго даяния слово?» (Сир. 18:17). Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть во время его смущения, видя его искушенным от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать, этим окажешь ему милость, избавляя его душу от врага. Можешь также, когда согрешит перед тобою брат твой, помиловать его и простить его грех, чтобы и тебе получить прощение от Бога, ибо сказано: «…прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). И так ты окажешь душе брата милость, прощая его грех против тебя, ибо Бог дал нам власть прощать друг другу согрешения, случающиеся между нами, если захотим; и, таким образом, не имея, чем оказать милосердие телу, ты помилуешь его душу. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу.
Преподобный авва Дорофей

Пословицы и поговорки о милосердии

Живи добрее, будешь всем милее.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется.

Журнал «Покров» издается в рамках программы благотворительной помощи Национального Фонда Святого Трифона Институту экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. Приобрести православный журнал «Покров» можно в редакции журнала «Покров». Адрес редакции: 109028, г. Москва, ул. Солянка, д. 9-А, стр. 1. Тел./факс: (495)625-9320, 625-7226.

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью