На окуньков…

Зимний подледный лов по-настоящему начинается в конце февраля, в марте. Но и январь — месяц не пропащий! Особенно рыбалка удается в оттепели, когда атлантические циклоны достигают Западной Сибири…  В один из таких пасмурных дней, когда падал тихий снежок, я и отправился на ближайший карьер половить окуньков, чебачков и щурогаев.

Зимний подледный лов по-настоящему начинается в конце февраля, в марте. Но и январь — месяц не пропащий! Особенно рыбалка удается в оттепели, когда атлантические циклоны достигают Западной Сибири…  В один из таких пасмурных дней, когда падал тихий снежок, я и отправился на ближайший карьер половить окуньков, чебачков и щурогаев.

Карьер этот глубокий, вырытый когда-то земснарядом. Тянется он на многие сотни метров в пойме еще живой речушки — протоки. Зимой водоем сильно промерзает, заносится снежными сугробами. Так что просверлить лунку в почти метровой толще льда дело непростое. Нужно сначала место будущей рыбной ловли очистить от снега, что я делаю при помощи своих охотничьих лыж и валенок с галошами…

Вот ледобур вгрызается в синеватый лед, дробя и кроша его. Мелкое белое крошево надо время от времени удалять из лунки, несколько раз приподымая и вытаскивая наверх спираль с острыми стальными ножами. Минут через десять-пятнадцать ледобур почти весь уходит вниз; приходиться встать на колени, чтобы вращать рукоятку. Теплые ватные штаны очень для этого пригождаются!…

Еще одно усилие, один толчок — и спираль неожиданно проваливается до изгиба рукоятки, а в готовую лунку хлынула желтоватая вода, сразу ее переполнив до краев.

Теперь надо легким обратным вращением извлечь ледобур на поверхность; нужно срочно вычерпать, пока не смерзлись, крупные крошки льда из лунки, для чего использую специальную ложку — черпак с отверстиями.

Фу! Наконец-то все готово!…

Ставлю поближе к лунке свой старый рыбацкий ящичек, достаю из него снасти. Зимняя удочка невелика; на коротком пенопластовом удилище по бокам намотаны три тонких лески с разными мормышками. Выбираю самую тяжеленькую — серебристый многогранник. Насаживаю на маленький остренький крючочек красного мотыля и осторожно опускаю снасть в лунку. Вот резиновый сторожок распрямляется, значит, мормышка легла на грунт. Теперь надо устроиться поудобнее и начать собственно ужение рыбы, т.е. слегка приподнимая и подергивая снасть…

Нет ничего более увлекательного для зимнего рыбака, чем это занятие!

Чувствуешь, как там в темной, почти черной глубине ходит сонная рыба; как она поворачивается на эти почти незаметные вибрации лесы и мормышки и устремляется к ним; как широко разевает пасть, проглатывая лакомого мотыля!

Тут и надо уловить это мгновение, ощутить его всем сердцем! Упругий резиновый сторожок дает верную весть о поклевке: он чуть сгибается, коротко подрагивает. И вот наконец-то резко дернулся, согнулся совсем! Рука ощущает легкий рывок клюнувшей плотвички!…

Подсечка!… И сразу голыми руками выбираешь лесу из лунки, бросив удочку на снег. Кладешь прозрачную невесомую нить кольцами у ног, чтобы не запуталась, и все это время ощущаешь там, на ее конце, тяжеловатое биение и хождение крупной рыбины. Эх, не сорвалась бы теперь!…

Самый же ответственный момент — выдергивание добычи из лунки, ведь никак нельзя ослаблять натяжения лесы с мормышкой и крючком, возможно, зацепившемся за самый краешек рыбьей губы. Рванется, не дай Бог, и тогда прощай уха!…

Долгий опыт и сноровка помогают мне: вот серебристый крупный чебак бьется уже на снегу, на безопасном расстоянии от лунки.

Срочно насаживаю на мормышку нового мотыля и снова опускаю в лунку снасть. Небось, там стайка целая собралась плотвы!…

Бывает такое зимой, но очень редко! Иной раз час сидишь, другой у покрывшейся тонким ледком лунки — и ни одной поклевки! Перебираешься на новое место (а там надо все начинать с начала — отгребать снег, бурить лунку!), и здесь такая же картина полного безрыбья! И как же надо хорошо знать водоем, все рыбьи повадки в это суровое время года, чтобы наловить хотя бы на небольшую уху!…

Почти круглый год ловятся на наших водоемах щурогаи — небольшие щучки. И до льда — по осени, и по льду — зимой. Прошедшей ненастной осенью в самую слякоть и непогодь сидели с удочками и закидушками рыбаки на Юганской Оби, до и после автодорожного моста на ней. И не возвращались домой пустыми!… А октябрьская рыбалка на Чеускинской протоке, когда у берега уже образовалась широкая полоса льда, но щурогай активен, как летом! А декабрьские рыбачьи «посиделки» на протоке Каръ-Еган!… Едут и едут в воскресный день рыбаки со всего Нефтеюганска, людей больше, чем рыбы!… Малый и старый замирают у лунок, в предвкушении рыбацкой удачи, своего рыбацкого счастья!

В январе-феврале можно напасть на так называемую зимовальную яму, где в водоеме переживает трудные времена — заморы, кислородное голодание — всякая рыба. И в это-то «заморное» время рыбак-хищник прорубает во льду на реке или в карьере большие проруби-полыньи, но не для спасения погибающей рыбы, а для ее безнаказанного черпанья центнерами, чуть не тоннами!

… Мне же в тот январский день хватило с пяток рыбок: крупного чебака, двух окуньков и двух колючих ершиков. Но еще и вволю смог надышаться чистым, свежим воздухом, неплохо физически размялся! В общем, прибавил себе здоровья!…

В.П. Назаров

г.Нефтеюганск

Книга "Песнь и плач матери-земли"

 

Оцените статью