Подмосковные усадьбы: Ярополец — замок Гончаровых

Подмосковные усадьбы: Ярополец - замок Гончаровых

Подмосковный Ярополец – одно из уникальных мест. Сначала «замковые» декорации, затем уединенная обитель Натальи Гончаровой, и наконец, тяжелые годы немецкой оккупации – таковы основные главы истории Яропольца Гончаровых.

Подмосковный Ярополец – одно из уникальных мест Волоколамского района. Первое, наиболее достоверное упоминание об этом месте дошло до нас с XVI века. Тогда им владели дворяне Уские, чья фамильная усыпальница находилась в Иосифо-Волоцком монастыре. Вскоре Ярополец присоединился к царским вотчинам Ивана Грозного и оставался в их числе вплоть до 1684 года, когда наряду с «приселками» был пожалован гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко. Всю свою жизнь Дорошенко посвятил идее объединения Украины, но его политическая борьба закончилась вдалеке от родины. Именно в Яропольце гетман провел последние годы жизни.

После его смерти вотчина перешла к потомкам. Младший сын продал свое владение генерал-майору Г.П. Чернышеву, а южная часть земель была унаследована внучкой Петра Дорофеевича Екатериной Александровной. После ее замужества село перешло в качестве приданого роду Загряжских. Несмотря на то что Гончаровы, чье имя закрепилось в названии этой усадьбы, вступили во владение гораздо позже, история Яропольца Гончаровых как одной из двух великолепных усадеб началась именно при Загряжских.

Ярополец - замок Гончаровых
Вход на церковный двор претворяют огромные ладьи – «Шахматные» ворота

Устройство ансамбля принадлежит Александру Артемьевичу Загряжскому. Его военная карьера началась в 1730 году и продолжалась вплоть до всемилостивейшего увольнения в 1758 году в чине генерал-поручика. Строительство усадьбы началось в 1751 году с возведения в чертах русского барокко церкви Рождества Иоанна Предтечи. В 1770 году был заложен регулярный парк, а также начато строительство главного деревянного дома и каменных флигелей. В 1775 году своим визитом обе усадьбы – Загряжских и Чернышевых – удостоила императрица Екатерина II и была «встречена… А.А. Загряжским с фамилиею его при поднесении хлеба и соли». Александр Артемьевич умер в 1786 году, и усадьба перешла во владение его сына Бориса. При Борисе Александровиче развернулась глобальная перестройка Ярополецкого имения. Документальных сведений о точной дате начала работ и о предпосылках к ним не сохранилось. К настоящему моменту принято считать, что сам замысел о глобальной реконструкции усадьбы принадлежал еще Александру Артемьевичу, но ввиду его кончины к руководству над строительными работами приступил его сын. Общее композиционное решение ансамбля осталось неизменным – парковый фасад главного дома обращен к реке Ламе, а все прочие здания – различные флигеля и службы – образуют круглый парадный двор. Интересно, что строительные работы начались немногим позже того, как они были организованы в соседнем Яропольце Чернышевых, и некоторое сходство в деталях намекает на то, что Загряжские вдохновлялись примером соседей. Например, въезд в церковный двор претворили «шахматные» ворота – две декоративные башни в набравшем тогда популярность «замковом» стиле. Подобные въездные башни чуть ранее украсили парадный въезд в резиденцию Чернышевых.

Постройки в стиле барокко, считавшиеся уже старомодными, решено было заменить или обновить. Так, в 1808 году была основательно перестроена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Объемно-пространственное решение основной части храма осталось прежним, однако в стороне трапезной были устроены новые приделы, а декор храма полностью сменился с барочного на классицистический. По сторонам церкви появились тосканские портики, стены прорезали арочные окна, изменились и завершения. Все это было сделано для того, чтобы стилистики церкви и нового главного дома стали более близкими друг к другу.

Ярополец - замок Гончаровых
Постройки парадного двора носили нарядный и даже декоративный характер

Новый дворец, заложенный Борисом Александровичем, выделялся особым изяществом и роскошью декора фасадов. Центральная часть дома представляет собой огромную изогнутую вовнутрь лоджию, претворенную шестиколонным коринфским портиком. Интерьеры дворца также отличились оригинальностью своего убранства.

Настенные росписи – живописные романтические пейзажи «в тонах жженой сепии» стали главной их примечательностью.

Ярополец - замок Гончаровых
В доме управляющего в настоящее время находится столовая санатория МАИ

Романтические пейзажи простирались и за окном дома. Взамен регулярного парка был разбит живописный английский. Основная его часть расположилась в северо-западной стороне усадьбы, где река Лама, делая резкий поворот, образует полуостров. Планировка парка была веерная – она начиналась у дворца и развивалась вниз к реке. Большого разнообразия парковых павильонов, в отличие от соседнего имения Чернышевых, в Яропольце Загряжских не существовало, но все же прослеживался свой особый стиль построек. Парк мог показаться настоящей декорацией к легендам о рыцарях и прекрасных дамах. Внимание гостей привлекали краснокирпичные здания бани и оранжереи, а также готические «порталы», украшавшие кирпичную же «замковую» стену, ведущую от дворца. К настоящему моменту от ярких парковых павильонов практически ничего не осталось, однако планировка и общий облик усадебного комплекса в целом сохранились до нас именно в том виде, в каком были созданы при Загряжских.

Ярополец - замок Гончаровых
Церковный двор и парадный дворцовый разделяет изящная ограда

В 1821 году в результате раздела между родственниками владелицей усадьбы стала Наталья Ивановна Гончарова. Ее детство и юность прошли в Яропольце, и, несмотря на то что она была незаконнорожденной дочерью Ивана Александровича Загряжского (родного брата Бориса Загряжского), а отношения со сводными сестрами расстроились, права на наследство за ней сохранялись.

Таким образом, большая семья Натальи Ивановны (трое сыновей и три дочери) поселилась в имении и проводила в нем все теплое время года, на зиму выезжая в Москву.

Ярополец - замок Гончаровых
История взаимоотношений Гончаровой и Пушкина наложила особый романтический след на историю усадьбы

В 1830 году состоялась свадьба ее дочери, Натальи Николаевны Гончаровой, и Александра Сергеевича Пушкина. Дважды поэт бывал в Яропольце Гончаровых, о чем свидетельствует мемориальная доска на стене главного дома, а также письмо жене, в котором он описал один из своих визитов: «Она (Наталья Ивановна) живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце… Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен…»

История взаимоотношений Натальи Николаевны Гончаровой и Александра Сергеевича Пушкина наложила особый, романтический отпечаток на историю усадьбы, однако расцвет самого имения прекратился; постепенно оно ветшало и приходило в упадок. Наталья Ивановна умерла в 1848 году. К этому моменту она похоронила зятя и одну из своих дочерей, часто начала бывать в Иосифо-Волоцком монастыре, в один из приездов в который и скончалась. Усадьба Ярополец Гончаровых оказалась во владении Ивана Николаевича Гончарова, одного из сыновей покойной.

Ярополец - замок Гончаровых
Церковь, самая древняя усадебная постройка, прекрасно сочетается с архитектурой дворца

Дальнейшая жизнь поместья спокойно текла в привычном русле. Семья Гончаровых проводила много времени в усадьбе, и поместье Ярополец стало свидетелем немалого количества тихих семейных событий. Сначала это было венчание Гончарова с княжной Марией Ивановной Мещерской, а спустя полвека – визиты многочисленных гостей к новой хозяйке Яропольца Елене Борисовне Гончаровой. Погостить приезжали и внуки Пушкина, с которыми наладились очень хорошие отношения. Несмотря на то что развития усадьбы как некоего экономического ресурса не происходило, в отличие от многих других имений к началу XX века Ярополец Гончаровых оставался обитаемым и в запустение не приходил. Жизнь в усадьбе продолжалась какое-то время и после событий 1917 года: дом не подвергся разграблениям, а семью не вынуждали к переезду.

По настоянию Елены Борисовны Ярополец был взят под охрану как историко-культурный памятник, но стать его хранителем ей не позволили. Осенью 1918 года Гончарова покинула усадьбу навсегда.

Так завершилась дворянская глава в судьбе этого уникального места, теперь уже ставшего архитектурным и мемориальным памятником. К сожалению, до наших дней подлинная отделка интерьеров дворца не сохранилась, но старые фотографии и свидетельства современников красноречиво рассказывают о том, что было утрачено. Убранство дома описано А.Н. Гречом, одним из основателей Общества изучения русской усадьбы, посетившим Ярополец в 1920-х годах. Он пишет о том, что наполнение интерьеров представляло собой набор «разнокалиберной мебели», обилие фарфоровых безделушек, а также живописных портретов, висящих по стенам, «закрывая роспись, не считаясь с нею». «…Бесконечно мило и уютно, – так называет Греч это стилистическое разнообразие. – …Все было обжито интимностью и уютом в этих комнатах, где каждое поколение оставляло память о себе в вещах и портретах». Пейзажный парк утратил практически все свои архитектурные и композиционные составляющие. Берег речки Ламы зарос, и панорамные виды утрачены. В парке еще сохранились вековые деревья – липы, тополя, лиственницы. Не исключено, что некоторые из них были посажены еще при закладке парка.

Ярополец - замок Гончаровых
Руины зимней оранжереи – все, что осталось от парковых «затей» Яропольца Гончаровых

До войны в усадьбе поочередно располагались музей, школа, дом отдыха. В 1928 году здесь была открыта Пушкинская комната, в которой, по преданию, жил поэт в дни своего пребывания в усадьбе.

Колоссальные потери Ярополец претерпел в годы Великой Отечественной войны. Тогда во время немецкой оккупации главный дом был приспособлен под конюшню, а после случился пожар, при котором погибло все внутреннее убранство дворца, в том числе и Пушкинская комната. Так же сильно пострадало поместье Чернышевых. В 1959 году обе усадьбы были переданы на баланс Московскому авиационному институту для устройства в них дома отдыха. Ярополец Гончаровых был отреставрирован и уже в 1965 году принял первых гостей. Санаторий МАИ до сих пор располагается в зданиях усадьбы Гончаровых. Его территория открыта для посещения, а храм Рождества Иоанна Предтечи является действующим. Поместье Чернышевых, к сожалению, так и не было восстановлено.

Как доехать
На автомобиле: по Новорижскому ш., в Волоколамске на север через с. Смычка до Т-образного перекрестка у Масленниково, далее левый поворот На электричке: с Рижского вокзала до ст. Волоколамск, далее авт. № 28, 39 до Яропольца

Наиля Бутусова, фото автора
журнал "Охотничий двор" №3/2013

Другие статьи на тему Усадьбы:

 

Оцените статью