Старооскольская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка

Глиняные игрушки делятся на три вида: крестьянская, посадская и городская. К крестьянским относится рязанская и каргопольская игрушка, в гороским — романовская. А посадскую наиболее ярко представляет старооскольская глиняная игрушка. Ранее утраченный, этот промысел был возрожден в конце прошлого века.

Старооскольскую глиняную игрушку как самостоятельный промысел исследователи выделили лишь в середине 80–х годов прошлого века. Ведь Старый Оскол в недалеком прошлом был курским уездным городом.

Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Давно известны крестьянские — рязанские и каргапольские, городские — романовские игрушки. А посадская, казалось, навсегда утрачена. Именно такую игрушку в неиспорченном виде нашли в Старом Осколе. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.

Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа.

старооскольская глиняная игрушка
Старооскольская игрушка. Работы Т.Шиян

В Староосколье одним из древнейших промыслов был гончарный. Его развитию способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду, лепили «мелочь» — свистульки и забавные фигурки. Занимались этим «потешным» делом женщины и дети: лепили и расписывали после обжига. Для обжига устраивали в меловой горе горны, заготавливали огромные пни, чтобы долго тлело и держалось тепло.

С конца XVIII века известен гончарный промысел города Старый Оскол. Гончары селились в слободе на Казацких буграх. Они лепили из местной белой глины бытовую посуду. Традиционная старооскольская игрушка — это фигурка не более 10 см в высоту, изображающая людей или животных.

Особого расцвета промысел достиг в конце XIX в., но к 30–м годам XX в. Угас. Старые мастера не имели учеников. Дети и внуки не наследовали, как было в старину, родовое ремесло. Стали считать это кустарщиной, признавая только фабричный образец. И, казалось бы, погиб промысел старооскольский, как случилось во многих других русских городах, но несколько лет назад благодаря усилиям искусствоведов и старых мастеров он был возрожден.

В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России». Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы.

«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица.

Интересны игрушки Ларисы Павловны Шамыгиной, дочери потомственного гончара. Её работы особенные, несколько грубовато вылепленные, с незамысловатой раскраской. От этих фигур веет глубокой архаикой. Этим они и ценны для науки.

Незамысловатые, по–детски наивные фигурки барышень, всадников, мишек, петушков и баранчиков, радуют глаз формой и росписью. Глиняные игрушки Гончаровых и Шамыгиной — постоянные экспонаты на всех выставках народного творчества в Старом Осколе и Белгороде, а также на многих всероссийских выставках.

Сегодня, когда, старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России», уже гораздо смелее применительно к ней можно пользоваться такими гордыми прилагательными — определениями. И всё же, самым убедительным доказательством своей исторической и художественной ценности является она сама.

Старооскольскую игрушку легко отличить от других — она ни чем не тонируется, не глазуруется. Мастера Оскольского края, отдавая дань благородству материала в котором они работают, словно предлагают зрителю полюбоваться и оценить выразительные свойства глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера, поверхность игрушки лишний раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, сошедшихся вместе в этом волшебном материале.

Старооскольская игрушка обладает простотой и лаконичностью форм. Обусловленные принадлежностью к промыслу, то есть необходимостью заработать, простые, отработанные временем, «скорые» приёмы лепки, передающиеся от поколения к поколению «традиционные» это то, что роднит с любой другой народной игрушкой. Эта, возможно вынужденная, а может намеренная простота компенсируется семантическим богатством, наполненного символическим значением декора, в Старооскольской игрушке — росписи.

старооскольская глиняная игрушка
Учитель и ученики: Т.А.Шиян, Т.В.Лобынцева, Н.М.Гончарова, В.И.Лобынцева

Изучая творчество Гончаровых, выросло уже не одно поколение современных мастеров, среди которых народные мастера Старооскольской игрушки Владимир Иванович и Татьяна Викторовна Лобынцевы, Валентина Павловна Пырьева, Валерий Евгеньевич Шевцов, Татьяна Анатольевна Шиян.

В настоящее время в городе работают Центры по изучению и пропаганде декоративно — прикладного творчества. Так в Старооскольском Центре декоративно — прикладного творчества работают с высокой отдачей творческих сил Народные мастера Старооскольской игрушки В. И. и Т. В. Лобынцевы. Владимир Иванович и Татьяна Викторовна много лет преподают в Старооскольской школе искусств им. Эрденко. Они — авторы собственной методики преподавания «Старооскольская игрушка», которая стала лауреатом 2 степени конкурса профмастерства Международного фестиваля художественного творчества «Мир вокруг нас», проходившего в августе 2007 г. в г. Сызрань Самарской области. Лобынцевы успешно руководят клубом по изучению Старооскольского гончарного промысла «Традиция», образованного при Старооскольском Центре декоративно — прикладного искусства, членами которого являются преподаватели общеобразовательных школ, руководители кружков, мастера декоративно — прикладного искусства города и просто любители. Клуб занимается изучением истории возникновения и развития традиций местного гончарства. Задача клуба возродить утрачиваемые традиции для будущих поколений, обучить новых мастеров для того, чтобы не дать в дальнейшем угаснуть этому промыслу.

jes-j.narod.ru

 Другие статьи на тему Народные промыслы:

Оцените статью