Охота на медведя

Кто не знает этого нескладного, неуклюжего на вид, но ловкого и мощного представителя нашей фауны? Бурый медведь — всеядное животное. Он поедает растительную пищу: любит посещать поспевшие овсы, с жадностью ест ягоды, дикие фрукты, орехи, желуди и грибы; любит полакомиться медом и рыбой.

Кто не знает этого нескладного, неуклюжего на вид, но ловкого и мощного представителя нашей фауны? Бурый медведь — всеядное животное. Он поедает растительную пищу: любит посещать поспевшие овсы, с жадностью ест ягоды, дикие фрукты, орехи, желуди и грибы; любит полакомиться медом и рыбой; не брезгует насекомыми, червяками, лягушками и мясной пищей, при случае может зарезать корову или лося. Иногда медведи поедают и себе подобных.

Растут медведи довольны быстро, но полного роста достигают к десяти — двенадцати годам. Старость у медведей наступает к тридцати — сорока годам.

Накопив к осени достаточное количество жира, медведи на всею зиму залегают в берлоги и выходят из них, когда в лесу стает снег.

В старую берлогу медведи ложатся крайне редко. Разве только гонимый зверь воспользуется в силу необходимости брошенной берлогой и останется в ней.

Некоторые медведи, особенно самцы, не делают в берлоге никакой подстилки. Во многих берлогах можно видеть лишь кору, надранную с ели или пихты.

Нередко по ободранной медведем елочке или пихточке и обнаруживают берлогу, которая находится тут же, в десяти — пятнадцати шагах.

Некоторые медведицы, ожидающие приплода, устраивают в своей берлоге неплохую постель.

В практике был случай, когда по характеру берлоги и подстилки в ней было установлено, что из берлоги выгнана щенная медведица. Ее удалось обложить вновь в крепком месте — в верховье глухой лесной речки. Убили эту медведицу лишь во второй половине февраля, чтобы дать ей возможность ощениться. В берлоге были обнаружены два слепых медвежонка.

Половозрелыми медведицы становятся в возрасте трех с половиной лет.

Гон  у медведей — проходит с конца мая по июль. Беременность протекает около семи месяцев. В пометах у медведиц бывает два — три медвежонка, реже четыре. Медвежата рождаются слепыми. Прозревают они в месячном возрасте.

Медвежата появляются на свет очень маленькими, не более щенков собаки среднего роста. Медведицы, ощенившись, кормят малышей молоком в течении двух месяцев, а иногда и более.

Вообще же медведица не особо радивая мать. Стронутая с берлоги она обычно бросает детей, не пытаясь даже защищать их. Другое дело, когда она лежит в берлоге с лончаками, т. е. годовалыми медвежатами. Их она оберегает ревностно, и горе оплошавшему охотнику, если он первой пулей не убьет разъяренного зверя.

Перезимовав с лончаками, медведица ходит с ними все лето. На следующую зиму она залегает одна, очень редко можно обнаружить с ней лончака, который называется уже пестуном.

На следующий год семья у медведицы может состоять уже из двух, реже трех молодых медвежат (лончаков) и пестуна.

Медведи — самцы в течении всего года живут отшельниками и только перед началом гона появляются в таких урочищах, где могут встретиться с семьей. Начинаются медвежьи свадьбы.

Придя в урочище, где держится медведица, самец, подвластный половому инстинкту, топчется около облюбованного им дерева (осина, пихта, ель). Отойдет от дерева шагов восемьдесят, постоит и вновь возвратится к нему, пока не пробьет тропку. На дереве обычно видны глубокие царапины и покусы, сделанные когтями и мощными зубами зверя.

Между самцами в этот период происходят кровопролитные схватки. Грозный рев зверей слышится по округе…

Нападает ли медведь на человека? Да, нападает, но обычно в двух случаях: когда зверь ранен и озлоблен, когда медведица лишена возможности увести от человека малышей.

Неуклюжий на первый взгляд, огромный зверь, весящий до 200 — 300 кг, удивительно быстрым броском на четырех лапах сшибает человека с ног, начинает мять и рвать его своими крепкими, точно стальными когтями. При этом медведь нередко сдирает кожу с головы человека. Но как только человек теряет сознание, медведь обычно оставляет его и уходит, иногда предварительно заваливая его хворостом.

Медведь, поранивший или насмерть заломавший человека, становится очень осторожным и бдительным.

Иногда в течении месяца он лежит в берлоге, все время на слуху, точно заяц, и едва заслушав шорох лыж, каждый раз уходит на махах из круга.

В тех местах, где человек не преследует медведя, зверь никого не боится, но близки, непосредственных встреч с людьми избегает…

Охота на медведя на овсах.

Когда на полях поспевают яровые, медведи начинают посещать овсы. За одну ночь медведь, ползая на заду, загребая передними лапами овес и обсасывая его, может испортить довольно большой участок поля. В это время начинается охота на медведей на овсах.

Определив места прихода медведей на поле, нужно на дереве шагах в тридцати — сорока от следа осторожно, без лишнего шума, соорудить помост — лабаз. Еще лучше сделать лабаз заблаговременно, с лета. Забираться в него надо перед самым заходом солнца, стараясь не подшуметь.

Все эти меры предосторожности необходимы уже потому, что нередко медведь, наевшийся овса, тут же невдалеке, в крепях, и днюет. Заслышав подозрительный шум, а тем более разговор на овсяном поле, куда зверь ходит кормиться, он сюда уже не выйдет, а будет выходить на другое овсяное поле.

Если звери не пуганы, на овсы они выходят еще засветло. Этот крупный тяжелый зверь умеет ходить по лесу удивительно бесшумно, поэтому, сидя на лабазе, нужно соблюдать абсолютную тишину: не курить, не кашлять и каждую секунду быть начеку. Курильщик, прежде чем забраться на лабаз, должен пожевать пихтовой или еловой хвои.

Чтобы легче стрелять пришедшего зверя, нужно дождаться, когда он выйдет на светлую полосу овса, и здесь, выцелив по передней части туши, быстро, раз за разом, выстрелить. Если медведь ушел раненным, найти его можно только с хорошими лайками.

Практикуется и другой способ охоты на медведей на овсах.

Определив по следам, где медведи выходят на овсы, охотник с вечера, примерно за час до заката солнца, затаивается на краю овсяного поля, в стороне от медвежьей тропы, с таким расчетом, чтобы ветер тянул на него со стороны поля.

Обслушав и убедившись, что опасности нет, зверь выходит на полосы хлеба иной раз засветло и начинает обсасывать метелки овса.

Охотник по мягкой траве очень осторожно скрадывает зверя на винтовочный выстрел и стреляет по нему.

Скрадывая медведя, нужно все время следить за ним и двигаться только тогда, когда он лакомится овсом. Как только медведь перестанет обсасывать овес, следует затаиться.

Костюм охотника должен быть защитного цвета. Еще лучше, если охотник впереди себя держит небольшой щиток из еловых лапок или соломы, в зависимости от того фона, на котором приходится маскироваться.

При всяком скрадывании зверя нужно строго учитывать направление ветра.

Если есть хорошие зверовые лайки, на рассвете можно обойти с ними, держа их на поводках, полосы овса, которые посещают медведи. И, как только собаки возьмут свежий след, нужно спустить их. Обычно зверь днюет в лесной чаще, невдалеке от овса, и с лайками, работающими по медведю, найти его не так уж трудно.

Как только лайки атакуют зверя, нужно быстро, лучше всего с надежным товарищем, скрасть зверя с подветренной стороны и осторожно, чтобы не убить собак, стрелять по нему.

Охота с лобаза у привады

Весной, летом и осенью в тех местах, где медведи задирают домашний скот, на них охотятся из засидки на падали. Задрав корову на открытом месте, зверь часто утаскивает ее в чащу — в ельник, низину, густо заросшую ольшаником. Лабаз устраивается на далее 15 — 20 м от растерзанной туши. Делают это с большой предосторожностью, так как насытившийся медведь, случается, далеко не уходит, ложится где — нибудь рядом. Жерди вырубают подальше от места охоты, работают как можно тише. Лабаз располагают с таким расчетом, чтобы лежащая падаль была хорошо видна, мешающие обзору сучья срезают и уносят. Охотятся в те вечера и ночи, когда ветер тянет от трупа в сторону охотника. Медведь, перед тем как выйти к убитому животному, обходит место своего пиршества кругом, чтобы убедиться в безопасности. Запах падали мешает ему учуять сидящего в засидке стрелка. Жрать зверь приходит ночью, редко в сумерках, почему стрельба и трудна. Большое подспорье на этой охоте — хороший фонарь, который включают в момент выстрела. Электрический фонарь или лампу — фару прикрепляют к стволам ружья. Лучше это сделать заранее и так, чтобы ось прицеливания попала в центр освещенного круга. На лабаз садятся не менее чем за час до захода солнца.

Раненный медведь крайне злобен, поэтому скрадывать его в непролазной чаще, где предпочитает идти зверь, без собак очень рискованно.

Убитого зверя нужно сразу же освежевать или удалить из него внутренности, иначе в теплое время года мясо его испортится и будет не пригодным в пищу.

Облавная охота на медведя.

Если медведь обложен и охоты отложить почему — либо нельзя, на него лучше охотиться облавой.

Весь успех этой интересной, увлекательной охоты обычно зависит от опытности распорядителя охоты, который должен отлично знать охоту и иметь ясное представление о манере хода зверя после выхода из берлоги.

Вместе с охотником, обложившим медведя, распорядитель охоты накануне облавы должен обойти круг, внимательно осмотреть лес в самом окладе и в примыкающем к нему массиве, особенно в южной стороне оклада.

У окладчика нужно узнать, где зверь ввалился в круг. И если круг невелик, а след вошедшего в оклад медведя тянет на север, то это место, вероятно, и будет его "пятой". По этому месту медведь может пойти из круга обратно — в пяту.

Именно здесь, на пяте, и по сторонам от нее и нужно наметить места для расстановки стрелков.

Стрелки расстанавливаются по прямой линии, в шестидесяти — семидесяти шагах один от другого, с таким расчетом, чтобы каждый из них видел своих соседей, а идущего на линию номеров зверя могли видеть два соседних номера.

По обе стороны линии стрелков, с левого и с правого флангов оклада, который после вырезки распорядителем пустым мест стал нагонистым, расставляются на дистанции тридцать — сорок шагов друг от друга по четыре — пять так называемых молчунов. Их роль заключается в том, чтобы не выпустить зверя из круга и заставить его идти на стрелков. Когда зверь уклоняется к флангам оклада, молчуны взмахивают руками или делают два — три шага. Кричать и разговаривать им запрещается.

Толковый молчун, находящийся (по отношению к линии стрелков) дальше идущего на него медведя, может легко направить его на стрелковую линию, так как зверь, заметив на своем пути человека, естественно отклонится в сторону и выйдет на одного из стрелков.

Дальше молчунов по линии оклада расставляются загонщики — кричане. Расстояние между ними зависит от величины оклада и от количества людей, принимающих участие в загоне. Места для молчунов и кричан определяет распорядитель охоты совместно с окладчиком.

Когда все это сделано, можно начать охоту. Кричане и молчуны остаются в 500 — 600 м от оклада. Стрелки же, одетые в белые халаты, занимают номера по указанию распорядителя. Не производя шума, стрелки отаптываются на указанных им местах, заряжают ружья и ожидают начала облавы.

После этого разводящий — окладчик или сам распорядитель охоты — разводит по своим местам молчунов и кричан.

По сигналу разводящего кричане начинают шуметь. Если медведь долго не поднимается, в круг направляются с одной опытной лайкой два так называемых ерша, которые должны разыскать берлогу и поднять из нее зверя.

Если облава проводится опытными людьми и линия стрелков намечена правильно, охота обычно заканчивается быстро.

Медведя, идущего прямо на номер или вблизи него, стрелок должен напустить возможно ближе, точно выцелить по лопаткам зверя и ударить его.

Когда медведь идет на соседний номер, нужно пропустить его и быть готовым поправить быстрым выстрелом промахи соседа.

Стоять на номерах стрелки должны совершенно неподвижно, даже не поворачивая головы. Ведь в густой ели трудно заметить затаившуюся белку, но стоит ей чуть шевельнуть хвостиком, и она уже видна. Так и зверю легко обнаружить неосторожного, неопытного стрелка, который неспокойно стоит на номере. А после облавы окладчик покажет такому "стрелку", что медведь был от него всего в десяти шагах и повернул обратно в круг.

Как и на каждой облавной охоте, сходить с номеров разрешается только после сигнала распорядителя охоты или в том случае, когда есть необходимость оказать помощь соседнему стрелку.

 

Охота на медведя на берлоге.

Когда берлога найдена, охотится на медведя можно или путем небольшого загона, или взять его на берлоге.

На берлоге наиболее удобно охотится втроем: двое с ружьями, а третий при собаках. В случае необходимости третий рубит перед берлогой мешающие стрельбе деревья, помогает выжить зверя из берлоги и вытащить его до дороги после удачного выстрела.

На берлогу следует выходить затемно, чтобы на месте быть при рассвете. Охота эта иногда протекает совсем не так, как предполагают охотники. Иногда зверь лежит в таком месте, что стрелять по нему приходится лишь тогда, когда он мелькнет в чаще; иной раз раненный зверь уходит; иногда же случается и так, что выжить его из — под корней вывороченного дерева не так просто; бывали такие охоты, что медведи не вылезали из берлоги и час, и полтора.

Когда зверь пошел раненным или не стрелянным, всегда хлопотно вновь найти его или опять обрезать в круг, чтобы на следующий день взять тем или иным способом.

Не доходя до берлоги метров пятьдесят, нужно остановиться и зарядить ружья. Затем один охотник с ружьем наготове осторожно подходит к самой берлоге и становится так, чтобы иметь возможность стрелять выскочившего зверя.

По сигналу этого охотника подходят и остальные. Спустив одну собаку, стрелки занимают места в шести — восьми шагах от берлоги, становясь с одного боку — с южной стороны от ее чела.

Следует помнить, что чем ближе к выскочившему зверю находится охотник, тем легче попасть в него пулей по убойному месту. Охотник, хорошо владеющий собой и своим ружьем, с такой дистанции одной пулей может уложить зверя на месте.

Но, разумеется, стрелять накоротке в могучего зверя должны лишь те охотники, которые не в первый раз идут на медведя и умеют посылать пулю точно в цель.

Итак, собака спущена. Опытный пес сразу же покажет чело берлоги, и по его поведению можно судить, как ведет себя медведь: лежит ли еще или вот — вот покажется.

Спускать в это время другую собаку не следует, так как в нервозной обстановке у берлоги она может попасть под пулю.

Вылезшего или быстро выскочившего из берлоги медведя опытные охотники стараются вначале заранить метким выстрелом по тазовой части, чтобы дать возможность собакам поработать по нему, а затем добивают его выстрелом в голову.

На этой охоте нужно соблюдать осторожность и к убитому медведю сразу после выстрелов не подходить. Случается, что зверь лишь прикидывается мертвым и может застать охотников врасплох.

Наускивая собак на раненного зверя, нужно быть настороже: псы на глубоком снегу не так поворотливы, как медведь, и, если им грозит опасность, зверя надо обезвредить или добить.

Вообще же мучить раненного зверя долго не следует: собаки должны повозиться с ним 3 — 4 минуты. После этого медведя нужно убить выстрелом в голову.

Притравливать же собак на берложных охотах полезно еще и потому, что в берлогах со старой медведицей могут находится прошлогодние лончаки или пестун, а в борьбе с ними собаки чувствуют себя увереннее и быстрее приобретают ценный опыт работы по крупному зверю.

Источник: hunt.12rus.ru

Оцените статью