Река, сети, электроток, или Почему уха становится роскошью

Река, сети, электроток, или Почему уха становится роскошью

Перед началом лета на горизонте появляется застарелая проблема — варварское, чудовищное, иначе не назовешь, истребление рыбных запасов в водоемах области. Рыбоохрана, которая должна наводить порядок на реке и гонять браконьеров, практически отсутствует. Лучшие участки Вятки сдаются в аренду для ведения промыслового лова…  Эта картина типична не только для Кировской области, но и для других регионов страны. Как навести порядок на водоемах?

Практически все нерестилища на Вятке и всех прочих реках полностью бывают закрыты для нереста многокилометровыми, в несколько рядов, полосами сетей высотой до шести метров. Сети стоят практически везде, где их только можно поставить, а по руслу Вятки те, кто живет браконьерством, круглосуточно сплавляют донные и верховые сети.

Эта “цедильня” не прекращается ни на час с весны и до самого ледостава. Плюс к этому всё живое в малых реках и озерах регулярно уничтожается подчистую электротоком. Зимовальные ямы на реках перед ледоставом перекрываются сетями, многократно пробатываются, пробиваются электротоком или просто засыпаются мешками хлорки, чтобы вся рыба рванула в сети. Это варварство, как ни странно, происходит в условиях абсолютной безнаказанности. Поэтому количество рыбы  в вятских водоемах уменьшается катастрофически! Я не преувеличиваю, просто как человек, очень увлеченный рыбалкой, хорошо знаю ситуацию.

Какая-либо реальная рыбоохрана, я считаю, отсутствует. А ведь при желании инспектору природоохраны или рыбинспектору можно за день, задавшись целью, освободить от сетей нерестилища, собрать и уничтожить тысячи сетей, расставленных всюду.

рыболовные сети

И что же вот в таких условиях делает государство?

Лучшие рыболовные участки Вятки отдают в аренду предпринимателям для ведения еще и промыслового лова с целью получить какой-то мизерный доход с них. Простите, но когда сдается в аренду лес — проводятся лесопосадки, чтобы не осталась пустыня, обеспечивается лесовосстановление, отслеживаются и жестоко наказываются все незаконные порубки, не так ли? Примерно таков же подход и в сфере охоты, благодаря чему количество дичи в вятских лесах не уменьшается. Но по отношению к водоемам у государства подход почему-то совершенно другой. Как вообще можно вести речь о промысловом лове на Вятке, если рыбные запасы в ней тают в геометрической прогрессии, если не обеспечены ни охрана, ни восстановление рыбных ресурсов, если государство разрешило свободную продажу дешевых сетей?!

Дайте возможность желающим строить пруды и заниматься в них промышленным рыбоводством — вот над чем надо работать законодателям и важным чиновникам! В ведущих европейских странах рыбоводство дает по весу сейчас примерно столько же продукции, сколько и мясное животноводство. Люди там круглый год питаются свежей рыбой — вкусно, полезно, недорого. У нас же в области свежую прудовую рыбу можно купить лишь в нескольких кировских магазинах и по высокой цене. А из морской рыбы, пролежавшей пару месяцев в вагонах, на складах и прилавках, уху не сваришь, многие ее не любят и жареной. Вот и получается, что простая уха или свежая жареная рыба для жителя области становятся роскошью…

Законодатели и важные московские чиновники завели на всю страну год назад разговор о введении платной рыбалки — взимании платы с тех, кто еще как-то пытается охранять водоемы от варварского уничтожения электротоком. Особенно потрясла объявленная цель — дескать, введение фиш-карт позволит подсчитать, сколько же у нас в стране тех, кто иногда берет в руки удочку. Как будто от узнавания этой цифры как-то изменится удручающая ситуация на водоемах. Что реально сделано, чтобы её улучшить? Вместо реальной работы чиновники “просто” побудоражили людей.

Государство объявляет о том, что борется с коррупцией. Никого не хочу конкретно обвинять, но почему же перекрыты сетями все затоны на Вятке? Есть множество “коррупционных” уголовных дел на сотрудников полиции и муниципальных служащих, которые согласились за мзду потворствовать браконьерам, но нет ничего подобного в отношении представителей рыбоохранной отрасли.

Много лет общество требует запрета свободной продажи сетей — государство отказывается это делать с непонятным упорством. И мы привыкаем жить временщиками на своей земле, не обращая внимания на варварство и не задумываясь, что останется даже не потомкам, нам самим, через десяток лет.

Что делать? Ответ даст любой рыболов-любитель. Нужен запрет на свободную продажу сетей. Необходима реально работающая структура, занимающаяся рыбоохраной на водоемах. Нужны законодательные изменения, которые сделали бы ее деятельность не фиктивной: с одной стороны, сотрудник природоохранной организации должен иметь стимул бороться с браконьерством, с другой — страх быть наказанным за нечестную работу. Нужны также законодательные изменения, которые бы сделали возможными развитие рыбоводческой отрасли и строительство новых прудов хотя бы для платной рыбалки.

Кажется, ничего сложного в этом нет. Но, боюсь, в новом летнем сезоне мы увидим старую картину: дикое опустошение водоемов и показушные акции по очистке какого-нибудь одного затона от сетей вместо реальной работы природоохранных ведомств.

Олег Снетков

***

Судак, окунь, лещ, чехонь, щука, жерех, вобла — отличные уловы ждут вас на рыболовно-охотничьей базе Гусиный остров в дельте Волги. Наша база — рай для рыбалки на нижней Волге. У нас Вы сможете прекрасно провести время и отдохнуть, по достоинству оцените спокойную и уютную атмосферу. Рыбалка на нижней Волге (ВИДЕО) SaveFrom.net — добычливая и трофейная.

Подробнее о базе отдыха Гусиный остров >>

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью