Как воспитать охотничью собаку

Как воспитать охотничью собаку

Чем хвастаются друг перед другом охотники? Ружьями и охотничьими собаками. И если с подготовкой ружья все более-менее ясно, то подготовить хорошую охотничью собаку — дело долгое и сложное. Особое внимание нужно уделить послушанию собаки, потому что дисциплина на охоте – залог успеха. Как выбрать, вырастить и воспитать охотничью собаку для работы на охоте?

Я приготовился записывать в блокнот главный, на мой взгляд, рассказ Николаича и красиво вывел на бумаге заголовок – «Как я на медведя ходил».

Николаич задумался, очевидно, выбирая, с чего начать, и вдруг вскинул голову: «Как думаешь, чем гордятся и хвастаются друг перед другом охотники?» «Конечно, добычей», – уверенно ответил я. «Вот и не угадал – ружьями и собаками. Перед тем как идти в лес, нужно основательно подготовиться. Особенно если идёшь на самого хозяина тайги. Иначе угодишь прямо ему в лапы», – подмигнул Николаич.

Так и завязался разговор о главном друге охотника – о собаке. О том, как выбрать, вырастить и воспитать её для работы на охоте.

Выбирай по характеру, а не по породе

Щенков, по словам Николаича, лучше брать в декабре – январе, чтобы они успели подрасти и подготовиться к охотничьему сезону. В возрасте с одного месяца до двух надо делать прививки, потому что у собак заболеваний не меньше, чем у людей. Встречаются даже очень тяжёлые заболевания, когда от момента попадания в организм болезнетворной бактерии до гибели животного проходит всего 6 – 8 часов.

восточно-сибирская лайка щенки

С собакой необходимо регулярно гулять. При этом совсем не обязательно сразу браться за интенсивную дрессировку. Как заметил Николаич, у щенков в возрасте до четырёх месяцев понимание команд развивается хорошо, а потом возникает какой-то ступор, падение интереса.

Основные команды разучивать довольно просто. Желательно делать это в игровой форме, закрепляя условные и безусловные рефлексы. Например, чтобы выучить собаку команде «Ко мне!», можно использовать кусочки мяса. Утром покормил её, а вечером перед едой пошёл с ней гулять. Даёшь ей кусочек мяса и говоришь при этом: «Ко мне!» Опять же, после вольера или другого замкнутого пространства надо обязательно дать собаке побегать. Не следует сразу подавать ей команды, иначе возникнет напряжение, а то и целый конфликт с хозяином. Когда она хорошо побегала и успокоилась, нужно, находясь на расстоянии и держа кусочек мяса в вытянутой руке, позвать собаку по кличке и сказать: «Ко мне!» Несколько таких уроков – и собака начнёт понимать и исполнять команду.

Какую породу брать? Это зависит от вкуса охотника, считает Николаич. Он, например, восхищается западно-сибирской лайкой.

– По вязкости за зверем, по выносливости, по нюху, по работоспособности ей нет равных среди собак других пород. Лайка этой породы по рабочим качествам намного превосходит восточно-сибирскую лайку. Но в то же время часто бывает, что породистость – далеко не самое главное. У меня было две собаки – Мишка и Лада, которых мне привезли на самолётах с Нижней Тунгуски. Лада была явной помесью с какой-то местной эвенкийской породой. Но, несмотря на то, что по внешнему виду – экстерьеру – она уступала породистому Мишке, по всем рабочим качествам ей не было равных. Почему? В частности, потому, что для охоты очень важно, чтобы собака родилась в тайге. Тогда она в буквальном смысле с рождения впитывает все лесные запахи и проникается особым чутьём, которое остаётся с ней на всю жизнь, а тайга становится её родным домом.

– Это и есть главное качество для охотничьей собаки? – спросил я у Николаича, ожидая получить утвердительный ответ.

– Не только, – опять удивил Николаич. – Я, например, люблю дисциплинированных собак. Потому что дисциплина на охоте – залог успеха.

Разговоры по душам

– Что я понимаю под дисциплиной? – рассуждает Николаич. – Прежде всего это поведение собаки вне работы по зверю, то есть в зимовье, около зимовья, даже около стола в избушке. Собака никогда не должна подходить к продуктам питания и самовольно брать что-то, пока ей не даст хозяин. Без всяких исключений. Если моя собака не отвечала этим требованиям, я её отдавал в другие руки, даже если у неё были хорошие охотничьи качества.

восточно-сибирская лайка

Конечно, с любой собакой надо работать. Когда охотник уходит на промысел, у него за полтора – два месяца могут случиться всего одна – две встречи с другими охотниками. Всё остальное время он общается с четвероногими. И они его поведение тоже воспринимают по-своему.

Во-первых, с собакой надо обязательно разговаривать. Собака, когда слушает команду, слушает интонацию голоса, улавливает какие-то ключевые звуки, по-своему их анализирует. И когда ты с ней каждый день общаешься, особенно в ограниченном пространстве, – это лучше любой дрессировки, потому что она начинает тебя понимать на уровне своего собачьего интеллекта. Вот тогда и наступает то самое взаимопонимание, которое так важно на охоте.

Во-вторых, скажу, может быть, странную вещь, но бывалые охотники меня поймут – собака должна подходить человеку по характеру. Если этого не происходит, что тоже бывает, то собаку нужно отдать другому хозяину.

Вот пример из моей практики. Была у меня лайка по кличке Веста. Хорошая была собака для охоты – шла и за соболем, и за белкой. Но характер у неё был какой-то склочный. Постоянные конфликты с другими собаками, постоянно лаяла в вольере. Достала так, что её лай у меня уже в ушах стоял. Опять же, жадная до еды была, так и норовила у других урвать. При этом я не исключаю, что какой-то другой хозяин мог бы найти с ней общий язык. Но мне пришлось с ней расстаться.

Что нужно, чтобы собака была дисциплинированной? Генетика, задатки, конечно, играют свою роль, но ещё важнее воспитание, общение. Собака должна чётко знать границы дозволенного. Если отрицательные гены перебарывали или не хватало моего умения повлиять на собаку, я от неё отказывался.

Чтобы шкурку не испортить

– Когда я впервые взял собак на промысел, каждую сбитую мной белку они успевали основательно потрепать, – продолжает Николаич. – И что я только не делал, чтобы они не трогали свежую добычу! Ничего не помогало. Порой от добытой мной белки оставались только клочья на снегу. Я уже не знал, что делать.

Ошибка неопытных охотников заключается в том, что такой хозяин старается ОТОБРАТЬ у собаки ДОБЫЧУ, а этого делать нельзя, потому что у животного срабатывает условный рефлекс «Не отдавай!».

Но как приучить собаку не подбегать к добыче и не рвать её?

В таёжном посёлке Чекан Жигаловского района Иркутской области живёт Вениамин Леонидович Семёнов. Интереснейший человек, профессиональный охотник – ничем другим, кроме промысла зверя, в жизни не занимался. Ему идёт восьмой десяток, но, как говорят, ещё ходит на охоту. Когда я с ним поделился своей проблемой – второй сезон не могу приучить собаку Ладу к дисциплине, Семёнов мне и говорит: «А ты её лаской возьми, будь хитрее, отвлеки чем-нибудь».

А у меня в зимовье была копчёная колбаса на всякий случай. Я порезал её на части и, когда утром шли в тайгу работать, дал Ладе одну дольку, при этом приласкал её. Потом, через некоторое время, дал ещё один кусочек колбаски.

Вскоре Лада нашла белку на кедре, залаяла, я выстрелил, белка упала. А Лада тут как тут. Хватает зверька и бежит в сторону от меня – в лес, а я стою на месте. Вдруг она оборачивается и с удивлением видит, что хозяин за ней не гонится. Гляжу – остановилась, села, сидит и настороженно ждёт, когда я соберусь отбирать у неё добычу. Но я начинаю с ней доброжелательный разговор: «Лада, да зачем тебе белка? Лучше возьми колбаски. Давай будем мирно жить, мы же с тобой друзья…»

И тут произошло чудо: когда я подошёл к ней и поднёс кусочек колбасы, она выпустила белку. В результате мы произвели с ней, так сказать, натуральный обмен: я ей – колбасы, она мне – белку. Так продолжалось ещё дня два, а потом она окончательно поняла «правила игры» и с тех пор уже не подходила к добыче.

– Ну а об охоте на медведя я расскажу тебе в другой раз, – добродушно «перевёл стрелки» Николаич.

Валерий Корчин

Другие статьи на тему Охотничьи собаки:

Оцените статью