Владимир Путин: «Мы проводили саммит АТЭС практически на стройке»

Владимир Путин: «Мы проводили саммит АТЭС практически на стройке»

Президент России Владимир Путин в ходе заключительной пресс-конференции рассказал, что удовлетворен итогами саммита и тем, как Владивосток подготовился к встрече лидеров АТЭС. Также глава государства ответил на вопросы об итогах саммита, подарке Игорю Сечину, своем полете с журавлями, возможностью предоставления налоговых льгот для Дальнего Востока и ушел от ответов про подробности переговоров с Хиллари Клинтон.

Пресс-конференция по итогам форума АТЭС

На минувшей неделе год председательства России в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве достиг своей кульминации под Владивостоком. На остров Русский, выбранный площадкой для проведения саммита лидеров АТЭС, съехались представители политической и деловой элиты более 20 стран, а также более 2 тыс. журналистов.

Неделя саммита получилась насыщенной: в его рамках прошли десятки дискуссий, заседаний, а также ряд мероприятий с участием президента России. Визит последнего не оставил сомнений: чтобы в нашей стране что-то делалось хорошо, надо, чтобы этим занимался лично Владимир Путин, будь то саммит АТЭС, ликвидация последствий наводнения или обучение журавлей перелетным маршрутам. Но обо всем по порядку.

Бизнес и Путин

Саммит АТЭС — событие как политическое, так и деловое (практически в одинаковой степени). Интересы бизнеса по традиции представлял Деловой саммит АТЭС, прошедший 7 сентября. В повестке обсуждения были вопросы самого разного рода, от инвестиций в Россию и до роли женщины в современном мире.

Однако центральным событием Делового саммита стало выступление В.Путина перед представителями деловых кругов. После вступительного слова президента буквально засыпали вопросами, причем (вопреки официальной статистике про каждого пятого) каждый второй вопрос был от китайцев. В какие отрасли инвестировать в России, как защитить инвестиции, создадут ли Россия и Китай кредитно-денежный союз, приедет ли В.Путин познакомиться с представителями китайских боевых искусств? Любознательных бизнесменов из Поднебесной интересовало решительно все.

Президент отвечал уклончиво: не исключено, возможно, ведутся активные переговоры, есть планы, спасибо за приглашение. Но в целом он демонстрировал готовность к сотрудничеству по широкому спектру отраслей и уверенность, что торговый оборот между Россией и Китаем достигнет 100 млрд долл. в ближайшее время.

путин и бизнес

Китайская тема доминировала, и многие ждали прорыва (или хотя бы сдвига) по энергетическому сотрудничеству. Однако встреча В.Путина с председателем КНР Ху Цзиньтао так и не привела к конкретным результатам и соглашениям.

В целом же данный ракурс саммита разочаровал деловую прессу: потока новостей как такового не было, приватного общения с главами крупных компаний — тоже. Одной из причин такого результата стала сама площадка саммита, где возможность нечаянно натолкнуться на именитого спикера практически сводилась к нулю. Редкие же встречи с главой какой-нибудь крупной корпорации обычно заканчивались отказом от общения.

Оригинальнее всех на фоне коллег смотрелся глава Газпрома Алексей Миллер, коего журналисты караулили у черного хода корпуса, в котором проходили переговоры В.Путина с японской делегацией. Подписав с японцами меморандум о строительстве во Владивостоке завода по производству СПГ, А.Миллер не пожелал отвечать на кулуарные вопросы журналистов. Но, видимо, чтобы не обижать их, звонко расцеловал осадивших его барышень с диктофонами в щечки, сказал "спасибо" и, воспользовавшись замешательством опешивших журналисток, в черном авто быстро покинул остров.

Путин и политика

Что же касается политической составляющей форума, то она получилась куда более деловой. Российский президент проявил необычайную активность и провел десять официальных двусторонних встреч — с лидерами Китая, Канады, Чили, Новой Зеландии, Таиланда, Малайзии, Японии, Перу, Брунея-Даруссалама и Кореи. Результативно (подписанием трех соглашений) переговоры завершились лишь с японцами. Однако самой интригующей, пожалуй, стала встреча "на полях" саммита с госсекретарем США Хиллари Клинтон — особенно если учесть предысторию ее появления на саммите.

Изначально во Владивосток должен был поехать президент США Барак Обама. Однако когда В.Путин манкировал саммит "Большой восьмерки" в Вашингтоне, послав туда новоиспеченного премьера Дмитрия Медведева, американская сторона дипломатическую "пощечину" терпеть не стала, в течение нескольких дней понизив уровень визита на саммит АТЭС до уровня госсекретаря. И хотя и американский Белый дом, и Кремль в один голос утверждали, что эти события не связаны между собой, в подобные "совпадения" верится, честно говоря, с большим трудом.

Переговоры российского президента и госсекретаря США, в прошлом обменивавшихся со страниц прессы острыми ремарками в адрес друг друга, проходили в закрытом режиме, и о содержании разговора широкая общественность так и не узнала. На пресс-конференции по итогам стороны разошлись в оценках результатов: В.Путин назвал диалог "конструктивным" и "полезным", Х.Клинтон же констатировала, что сблизить позиции по Сирии не удалось.

По традиции каждый саммит АТЭС завершается подписанием итоговой декларации лидеров стран организации. В документе образца этого года содержится много правильных слов о необходимости и далее развивать продовольственную безопасность, диверсифицировать логистические маршруты, поддерживать свободу торговли и интеграцию с инновациями.

Однако куда интереснее оказалась итоговая пресс-конференция того же В.Путина. Вопросно-ответная сессия для журналистов получилась у российского президента также более политической, нежели экономической. Даже такой вопрос, как кризис еврозоны, он повернул в сферу политики, увидев именно в ней первопричины экономического ступора.

"Сама политическая система, очень высокий уровень социальных гарантий, невозможность обеспечить растущее потребление сегодняшним технологическим укладом — все это тяжелое бремя, которое лежит на плечах европейской экономики", — сказал В.Путин, добавив, что в АТР этот груз значительно легче.

Самым же ярким моментом стал ответ В.Путина на язвительное сравнение телеведущей Ксении Собчак, спроецировавшей полет главы государства на дельтаплане с журавлями на результаты выборов. "62% журавлей выбрали Путина своим вожаком. Остальные 30% мигрировали на юг, и только маленькая группка белых журавлей начала вить гнезда в парках и на площадях в знак протеста", — написала недавно ведущая в своем микроблоге.

В.Путин посетовал, что, действительно, не все журавли полетели сразу, но тут же нашел этому объяснение. "Не полетели только слабые журавли. И то с первой попытки, со второй — все полетели", — сказал В.Путин.

Впрочем, признал президент, в этом отчасти был виноват и пилот дельтаплана, поскольку слишком быстро начал набирать высоту и скорость. Тому были объективные причины: плохие погодные условия и сильный боковой ветер, пояснил он.

"Есть птички, которые в стае вообще не летают, предпочитают вить гнезда отдельно", — продолжил комментировать он замечание К.Собчак. "Даже если они не члены стаи, все равно они члены нашей популяции", — продолжил он, добавив, что относиться к таким представителям надо бережно.

Параллели с оппозицией и отношение президента к ней здесь настолько прозрачны, что в дополнительных комментариях даже не нуждаются.

Две беды и Путин

Подводя итоги саммита АТЭС, нельзя обойти вниманием и место его проведения, которое само по себе стало генератором новостей, ведь комплекс зданий Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и вся сопутствующая инфраструктура были возведены в рекордные сроки, а вложены в них были немалые деньги, трату которых, впрочем, В.Путин считает более чем оправданной.

В ходе саммита у журналистов сложилось впечатление, что Владивосток и о.Русский все-таки не до конца оказались готовы принять наплыв тысяч иностранных гостей высокого ранга. И хотя В.Путин заверил всех, что лидеры государств оценили нашу идею "островного саммита" и радовались, что встречаются не в пятизвездочных отелях, в кулуарах нотки раздражения организацией саммита слышались с завидной регулярностью.

Сжатыми сроками, в которые были сооружены объекты саммита, безусловно, можно гордиться, однако русский "авось" то и дело ощущался в самых внезапных местах. И если одну извечную российскую беду к приезду высоких гостей победить почти удалось (качество дороги на участке аэропорт — о.Русский могло бы вызвать зависть даже у мэра Москвы), то со второй бедой все оказалось сложнее.

Так, одной из главных тем саммита было заявлено улучшение логистики и оптимизация глобальных маршрутов грузоперевозок. Однако на локальном уровне пассажироперевозок логистика как раз подкачала. Для тех жадин, которые не захотели платить по 400-770 долл./сутки за номер на самом острове, а взяли номера подешевле в гостинице Владивостока, организаторы подготовили обстоятельный и практически экскурсионный маршрут на автобусе.

Путь, который занимал бы на автомобиле 15-20 минут, на официальном "шаттле" превратился в пыточные 1,5 часа. Главной причиной такого временного разрыва являлся тот факт, что по новоиспеченному мосту через бухту Золотой Рог автобус проезжал аж трижды за один раз. Причина оказалась банальной: на одной из развязок не успели вовремя положить асфальт, а альтернативный короткий путь пролегал через трущобы. Последние высоким гостям показывать было никак нельзя, и организаторы посчитали, что лучше лишний раз (два, три) покатать гостей по новому мосту — предмету гордости и новой визитной карточке города.

Тем же, кто заселился на острове, тоже было рано радоваться. Недешевые номера вновь отстроенных общежитий оказались полны сюрпризов и элементов модного в отечественном строительстве "джамшутинга". Где-то полотенцесушитель шпарил струей кипятка во все стороны, где-то протекали стены, или же, наоборот, вода отсутствовала вовсе. Двери не всегда совпадали с размерами косяков, ну а душ в ванной был сконструирован таким образом, что, находясь в держателе, лил свою струю строго под потолком и прямо в противоположную стену.

На итоговой пресс-конференции эти проблемы признал сам В.Путин. "Мы работали здесь на стройке, которую еще надо завершить", — заявил он, добавив, что условия для проведения саммита были "несколько спартанскими, но абсолютно достойными".

Нельзя не согласиться с тем, что комплекс ДВФУ на острове Русском — действительно самый современный университетский кампус в России, несмотря на эти мелкие недостатки. Однако до сих пор непонятно, сколько понадобится денег на содержание этого города (плата персоналу, очистка территорий, содержание инфраструктуры и т.д.) и кто за все это будет платить. Скорее всего, университет самостоятельно потянуть такой бюджет не сможет, и ему потребуется помощь федерального центра.

Так или иначе, но саммит закончился, а инфраструктура осталась, что В.Путин как инициатор этого проекта считает одним из главных достижений саммита. На такое и 670 млрд руб. потратить не жалко.

  Александр Гаспарян, Софья Пекарихина  

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью