Подмосковному рыболовству более 7500 лет. На бизонов «в Сибири» охотились еще неандертальцы

История охоты и рыболовства "на Руси", разумеется, относится еще к периоду когда и самой Руси не было и в проекте. По крайней мере, учеными уже установлено, что древнейшая в Европе рыболовная снасть, когда-либо найденная учеными, — обнаружена именно на территории нынешнего Подмосковья. Так что "подмосковной рыбалке" уже почти восемь тысячелетий. Не говоря уже о "сибирской охоте", которой, как оказалось может быть и 150 000 лет. Именно тогда в сибирских степях могли охотиться на бизонов неандертальцы.

Под Москвой найдены древнейшие рыболовные снасти в Европе

Международная группа археологов под руководством Испанского национального исследовательского совета обнаружила в Подмосковье неводы и рыбные ловушки возрастом более 7 500 лет.

Находка важна не только тем, что это одни из старейших рыболовных приспособлений в Европе. Оказывается, жители этого региона не практиковали сельское хозяйство почти до самого железного века. Тем интереснее будет понять, какую роль играла рыбалка в их жизни.

Как отмечает руководитель проекта Игнасио Клементе, до сих пор считалось, что мезолитические группы имели только сезонные стоянки, но, судя по новым находкам, обитатели бассейна реки Дубны рыбачили на одном месте постоянно и в мезолите, и в неолите.

По словам исследователей, жители поселения Замостье-2 предпочитали охотиться летом и зимой, рыбачили в течение весны и начале лета и собирали урожай лесных ягод в конце лета и осенью. «Мы считаем, что рыба играла важную роль в экономике тех обществ, потому что это был универсальный продукт: его легко хранить в высушенном или копчёном виде», — подчёркивает г-н Клементе.

В ходе только что завершившихся трёхлетних раскопок обнаружено несколько типов объектов: бытовые предметы (ложки, тарелки и т. п.), орудия труда, а также оружие для охоты и рыболовные снасти. Все они изготовлены из кремня и других камней, кости и дерева. Исследователи отмечают сложность рыбацких инструментов: они создавались специально для разных методов рыбалки. Особенно хорошо сохранились две большие ловушки, представляющие собой нечто вроде плетёных корзин. Плюс к тому найдены крючки, гарпуны, грузила, поплавки, иглы для плетения и ремонта сетей, а также ножи из лосиных рёбер для чистки рыбы.

Одна из замечательных особенностей Замостья-2 — прекрасная сохранность (благодаря торфяникам) органического материал: дерева, кости, листьев, экскрементов и особенно рыбьих останков. Можно делать выводы о проценте рыбьего белка в рационе древних людей. Кроме того, вероятно, удастся установить, какие виды ловились, в каком количестве, в какое время, а отсюда — какую роль в экономике играло рыболовство.

Поселение было открыто в 1980-х при строительстве канала, частью которого стало русло Дубны (Окско-Волжский бассейн). Замостье-2 имеет четыре археологических слоя: два мезолитических (5900–5100 годы до н. э.) и два неолитических (4800–3500 годы до н. э.).

Неандертальцы жили в степях Сибири и охотились на бизонов

РИА Новости, Мария Роговая. Костные останки неандертальцев, найденные в прошлом археологическом сезоне в Чагырской пещере на Алтае, меняют представление мирового научного сообщества о территории обитания древнего человека, сообщил РИА Новости завлаборатории Института археологии и этнографии СО РАН профессор Сергей Маркин.

Летом 2011 года сибирские археологи обнаружили множество останков костей неандертальцев — фрагмент черепа, часть челюсти, фрагмент стопы и кистей рук, один позвонок и другие кости. Данные находки, как и ранее найденные костные останки в другой алтайской пещере, которой присвоено имя известного сибирского археолога Алексея Окладникова, подтверждают, что неандертальцы обитали не только на территории Европы и на Ближнего Востока.

"На основе анализа костного материала из Чагырской пещеры сотрудники Института Макса Планка получили геном неандертальца. Эта и другая собранная информация поможет нам выявить какие-то особенности древнего человека, который жил на территории современного Алтая", — сообщил профессор.

Вымерли или ассимилировали те люди, чьи останки найдены нами на Алтае — по словам ученого, этот вопрос археологам еще предстоит выяснить. А пока силами трех институтов исследователям удалось реконструировать их среду обитания, климат и основные объекты охоты. Около 50-70-ти тысяч лет назад древние люди обитали в засушливой холодной степи и охотились, в основном, на бизонов.

Эксперт уточнил, что возраст материалов из Чагырской пещеры и Денисовой пещеры, где два года назад нашли останки нового, ранее неизвестного антропологического типа, примерно совпадают — примерно 46-50 тысяч лет. При этом расстояние между пещерами сравнительно небольшое. Это значит, что при всей непохожести культур представители этих типов древних людей не могли не контактировать между собой. Выявить характер их взаимоотношений — еще одна цель исследований археологов.

В Сибири есть уже два объекта, подтверждающие распространение мустьерской культуры (название дано по месту обнаружения останков — пещера Ле Мустье, Франция), к которой относят поздних неандертальцев среднего палеолита, живших от 150-ти до 30-ти тысяч лет назад. Кроме Чагырской пещеры, останки неандертальцев ранее были обнаружены в другой алтайской пещере имени Окладникова.

"Материал двух сибирских палеолитических памятников (пещер Чагырской и Окладникова) свидетельствует о проживании неандертальцев в центре Евразии", — отметил Маркин.

Собеседник агентства уточнил, что еще три года назад неандертальцы уверенно считались тупиковой ветвью древа развития человека, не имеющей никакого отношения к homo sapiens. Но палеогенетики исследовали геном древних людей и доказали, что предки современного человека и неандертальцы все-таки скрещивались, то есть в нас есть немного неандертальской крови.