Открытия биологов: самый долгоживущий организм, самая большая креветка…

Открытия биологов: самый долгоживущий организм, самая большая креветка...

Найден самый долгоживущий организм планеты. Самая большая в мире креветка поймана в Новой Зеландии. Британские ученые доказали, что овощи могут разговаривать друг с другом. Зачем златокроту радужный мех. Выбирая участок для гнезда, совы прислушиваются к мнению соседей. В Танзании найден новый вид рогатой змеи. У удавов обнаружили умение измерять пульс жертв.

Найден самый долгоживущий организм планеты

Растение, которому по предварительным оценкам от 80 до 200 тысяч лет, обнаружили в Средиземном море учёные из Австралии. Самый долгоживущий организм планеты воспроизводит себя клонированием.

Рекордсменом оказалась обычная морская трава вида Posidonia oceanica. Исследованием её ДНК занимался Карлос Дуарти (Carlos Duarte) из университета Западной Австралии. Учёный собрал образцы генетического материала морской травы в 40 разных местах, путешествуя с экспедицией от Кипра до Испании.

Близ острова Форментера (Formentera) биолог обнаружил гигантский "луг" морской травы, который растянулся на 15 километров, но при этом представлял собой одно и то же растение, единый организм. ДНК во всех пробах оказалась идентичной.

Дело в том, что эта морская трава, как и многие другие, размножается клонированием (поэтому генетический материал оказался схожим). Однако на то, чтобы занять столь обширную территорию, P. oceanica могло понадобиться от 80 до 200 тысяч лет. Получается, что Карлос и его коллеги обнаружили самый долгоживущий организм планеты!

Найден самый долгоживущий организм планеты
На снимке a отдельные раметы (клоны организма-предшественника, ортета), на снимке b – часть 15-километрового подводного луга Posidonia oceanica (фото M. San Felix).

Ранее таковым считали кустарник вида Lomatia tasmanica, также размножающийся клонированием. Палеонтологи обнаружили его на Тасмании в 30-е годы прошлого века. Позднее близ одного из растений были найдены окаменелые листья, возраст которых составлял 43600 лет. Учёные посчитали, что современный кустарник – клон того, что когда-то давно потерял эти самые листья.

Несмотря на потрясающую выносливость, рекордной морской траве грозит вымирание, отмечают австралийские исследователи. Средиземное море нагревается в три раза быстрее, чем мир в среднем, что приводит к ежегодному сокращению лугов P. oceanica примерно на 5%.

Вести

Самая большая в мире креветка поймана в Новой Зеландии

Учёные из Новой Зеландии поймали гигантскую креветку. Она случайно попалась в сети, когда океанологи исследовали одно из подводных ущелий на глубине 7 тысяч метров. Длина «амфипода», так называют этот вид ракообразных, 34 сантиметра.

Их «мелководные» сородичи обычно в 10 раз меньше – не больше 3 сантиметров. Подобного гиганта океанологи встречают впервые. По одной из версий такой размер связан с глубиной, на которой обитают креветки. Они выросли что бы выдерживать огромное давление воды. О вкусовых качествах креветки супер-гиганта пока не сообщается.

Британские ученые доказали, что овощи могут разговаривать друг с другом

Биологам из университета британского города Эксетер удалось доказать, что растения, в частности, овощи могут общаться между собой. Исследователи зафиксировали на плёнку, как один представитель флоры предупреждал другого о грядущей опасности, сообщает британская телерадиокомпания BBC.

Вы любите гулять по саду или в парке, так как уверены в том, что там царит настоящая, ничем не поколебимая тишина? Учёные из университета Эксетера утверждают: это не так. Вы просто не слышите, как общаются между собой растения. А они постоянно ведут между собой беседу, особенно когда близится опасность. Об общении растений между собой биологи знают уже давно, однако только сейчас им удалось получить этому визуальное научное подтверждение.

Для этого учёные немного модифицировали ДНК капусты, повысив внутри растения содержания белка под названием люцифераза, наличие которого позволяет светлячкам светиться в темноте. Это было сделано для того, чтобы камеры смогли зафиксировать процесс общения овощей, пишет Daily Mail. Биологи надрезали капустный лист, после чего растение выпускало особый газ метил жасмонат. Это и есть "голос овощей", заявляют учёные. С помощью этого вещества растения предупреждают друг друга о грядущей опасности.

Услышав этот своеобразный сигнал SOS, растущие рядом овощи повышают содержание токсических веществ в своих листьях и отпугивают таким образом различных вредителей, которые могут погрызть листья. В первую очередь, насекомых. По словам сотрудников университета Эксетера, подобным образом общаются между собой как овощи, так и цветы, и даже деревья. Несмотря на феноменальное открытие, биологи говорят, что находятся в самом начале изучения способов коммуникации растений.

Добавим, что растения также способны отличать "родственников" от "незнакомцев", что проявляется в отсутствии войн между корнями, и помнить стресс предыдущих поколений, информация о плохих событиях закладывается в гены.

Вести

Зачем златокроту радужный мех

Единственный среди млекопитающих обладатель радужного меха получил его как побочный и бесполезный продукт каких-то других эволюционных превращений.

златокрот
Златокрот

Радужная, переливающаяся окраска возникает из-за дифференциальной рефракции световых лучей, чему «виной» особенности строения и пигментного состава поверхности. Считается, что радужность в животном мире возникла около 50 млн лет назад. С тех пор она приобрела «огромную популярность» среди насекомых, птиц, рыб и рептилий: чтобы увидеть переливающееся на свету перо, достаточно взглянуть на банального голубя. Но такая окраска есть не у всех животных, и среди обделённых оказались млекопитающие. Если не брать в расчёт радужную переливчатость глаз ночных хищников, ничего такого нет ни у одного зверя.

Впрочем, как пишут в журнале Biology Letters американские исследователи из Университета Акрона, есть одно исключение. Правда, весьма парадоксальное, потому что радужный мех был найден у слепого златокрота. Плотная шелковистая шерсть этих животных жёлтых и красных оттенков обладает характерным металлическим блеском. И вот только сейчас зоологи сподобились выяснить, отчего у златокротов так блестит и переливается на свету мех.

Для изучения строения волоса златокрота использовались разные виды электронной микроскопии, но в конечном счёте исследователи констатировали: да, шерсть этих животных действительно люминесцирует. Каждый волос сильно уплощен и покрыт чешуйками кутикулы, которые и придают поверхности свойства, необходимые для особого преломления и отражения световых лучей. Плоские волоски покрыты слоями тёмного и светлого материала, обеспечивающими радужность меха, а вариации в окраске зависят от толщины и числа этих слоёв. Переливчатость наблюдается в диапазоне между зелёным и синим.

Но зачем слепому златокроту (а он, кстати, не родственник обычным кротам) такая роскошная шерсть?

Его предки были зрячими, но с тех пор прошли миллионы лет эволюции, в течение которых златокрот вёл довольно специфический образ жизни. То есть для того, чтобы у него остался переливающийся мех, должны были действовать ещё какие-нибудь факторы отбора. Но какие? Такая окраска явно не способствует большей незаметности, отпугивать хищников златокроту тоже нечем. Учёные склоняются к мысли, что единственный среди млекопитающих радужный мех достался кроту, что называется, просто так, как побочный продукт.

Шерсть должна помогать животному перемещаться под землёй, и некоторые особенности её структуры, возникшие для решения этой задачи, могли заодно создать радужную переливчатость. Точно так же перламутровая окраска двустворчатых моллюсков возникла как побочный эффект, когда эволюция шла по пути укрепления раковины. Скорее всего, нечто подобное могло произойти и со златокротом: вся красота его меха оказалась нефункциональным побочным продуктом неких более практичных эволюционных решений.

Подготовлено по материалам Discovery News.

Выбирая участок для гнезда, совы прислушиваются к мнению соседей

Место для гнезда совы-сплюшки подыскивают на основе местных слухов: если живущие поблизости домовые сычи часто беспокоятся из-за опасности, сплюшки предпочтут для гнезда более благополучный район.

сплюшка
Сплюшки

Для нас подслушивать чужие разговоры считается неприличным, а некоторые совы, к примеру, выбирают место для гнездования именно на основе подслушанных соседских бесед. Животные в природе реагируют не только на собственные сигналы тревоги, но и на позывные других видов: так, чернохвостые олени, обитающие бок о бок с сурками, внимательно прислушиваются к переговорам грызунов. И тем и другим угрожают одни и те же хищники, поэтому тревожный посвист сурков служит одновременно сигналом к бегству и для оленей.

Но это пример, так сказать, непосредственного поведения: кто-то один подал сигнал о приближении хищника, и вся местная фауна переполошилась. Учёные из Национального совета по научным исследованиям (Испания) показали, что совы на основе чужих тревожных сигналов могут делать далекоидущие выводы о том, где удобнее гнездиться. Два вида небольших сов, домовый сыч и сова-сплюшка, живут на одной территории на юго-востоке Испании. Сыч находится тут безвылазно круглый год, а потому более «информирован» о плюсах и минусах ареала. Исследователи решили использовать сигнал тревоги сыча, чтобы проверить, влияет ли он на поведение менее опытных сплюшек, ежегодно лишь «наезжающих» сюда.

сплюшка
Домовый сыч

Зоологи разместили ящики для гнездования на различных участках, где прокручивали записи голосов сычей. Таким образом, в одних местах часто слышались сычиные тревожные позывные, в других — исключительно мирное общение сычей друг с другом; наконец, на третьих участках сычи и вовсе помалкивали. При этом, что важно, в записи воспроизводились голоса сычей с другой территории, чтобы совы не реагировали на позывные своих старых знакомых.

По ходу эксперимента выяснилось, что прилетающие сюда новые сычи гнездятся как на менее опасных, так и на более опасных участках. Разница была лишь в размере кладки: на «тревожной» территории самки откладывали меньше яиц. Что до сплюшек, то они предпочитали минимизировать риск и вообще не гнездились в ящиках, размещённых на экспериментальных участках. То есть совы могли планировать своё и потомства будущее, ориентируясь на «криминогенную обстановку» вокруг. И о положении дел они узнавали благодаря совам другого вида.

Результаты своих наблюдений учёные готовятся опубликовать в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Для сычей же, как полагают авторы исследования, социальное окружение является более важным: ради общения с соплеменниками они готовы пойти на некоторый риск и устроить гнездо в рискованной зоне. Но полностью игнорировать опасность они тоже не могут, поэтому на «тревожных» участках откладывают меньше яиц. Чем меньше птенцов, тем реже родители выбираются за пищей для них и тем меньше они привлекают к гнезду хищников. Кроме того, небольшая кладка позволяет сохранить собственные ресурсы на случай, если гнездо будет разорено и придётся строить новое.

Возвращаясь к сплюшкам, заметим, что это очень наглядная иллюстрация того, как виды используют друг друга во вполне мирных целях, а не только в качестве пищи. Это усложняет и расширяет наши представления о межвидовых сообществах. Однако остаётся неясным, как именно совы анализируют подобные факторы. В дальнейшем зоологи собираются сконцентрироваться именно на механизмах обработки информации и коррекции поведения сов в соответствии с полученными ими сведениями.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

В Танзании найден новый вид рогатой змеи

рогатая змея Рогатые змеи имеют просто устрашающий вид. Такое ощущение, что они только что вышли из фильма ужасов. В Танзании обнаружили еще одно такое чудище, ранее неизвестное ученым.

Науке уже известны несколько видов рогатых змей. Они обитают в пустынях Северной Африки и Среднего Востока, встречаются в Мавритании, в западной Сахаре, в Марокко, Алжире, Мали, Тунисе, Нигере, Ливии, Египте, Израиле, Иордании, Судане и Саудовской Аравии.

Однако совсем недавно ученые смогли обнаружить ранее неизвестную цветную рогатую змею в Танзании. Новый вид был обнаружен командой исследователей во время их научной экспедиции и назван Matilda (Atheris matildae). К сожалению, по мнению ученых, эта змея проживает в плачевных условиях бедной Танзании и может быть под угрозой вымирания в ближайшее время. Длина найденной змеи составляет 60 см. Обычно длина рогатых змей может достигать 80 см.

Интересно то, что ученые держат в полном секрете точное место, где они обнаружили танзанийскую змею, уточняя лишь, что данная популяция живет на ничтожно маленьком клочке земли в 100 км2. Именно из-за риска вымирания этих танзанийских змей, биологи не выдают точного места их обитания. Многие новые виды различных рептилий и амфибий, после сообщения об их обнаружении, были выловлены браконьерами, которые делают на вымирающих видах хорошие деньги, продавая их в частные коллекции или зоопарки.
"Мировая торговля  вымирающими видами животных и рептилий является незаконной, но активно развивается в последние годы. Браконьеры нелегально вылавливают и продают ценные виды рептилий и амфибий, тем самым подвергая их риску полного исчезновения с лица Земли, ведь многие из них не выживают в неволе" — говорят ученые.

У удавов обнаружили умение измерять пульс жертв

Биологи обнаружили, что удавы сдавливают собственную жертву до тех пор, пока у нее не остановится сердце. Статья ученых появилась в журнале Biology Letters (на момент написания заметки ссылка на статью еще не была опубликована), а ее краткое изложение появилось в ScienceNOW.

В рамках работы ученые под руководством Скотта Бобака (Scott Boback) помещали пластиковые мешочки с водой, снабженные системой, заставлявшей их пульсировать, рядом с сердцами мертвых крыс. Их тушки давали удавам обыкновенным (Boa constrictor), которые начинали их душить.

Удушение обычно прекращалось вскоре после того, как прекращалась пульсация мешочка, напоминавшая сердцебиение. Ранее уже было известно, что удавы могут ориентироваться на исходящее от тела жертвы тепло — из-за этого мертвых крыс в опыте нагревали до температуры живых, то есть 38 градусов Цельсия.

По словам исследователей, чувствительность к сердцебиению жертвы развилась у удавов в связи с охотой на холоднокровных животных. Дело в том, что сам процесс сдавливания требует от змей колоссальных затрат энергии — в среднем в семь раз больше, чем они тратят во время отдыха, — поэтому удавам необходима эффективная система выяснения жива жертва или нет.

Взрослая особь удава обыкновенного может достигать в длину 2-3 метров. Змеи обитают преимущественно в Центральной Америке и на Малых Антильских островах. Питаются в основном птицами и мелкими млекопитающими, однако их жертвами могут становиться и ящерицы.

Другие статьи на эту тему: