Нужен ли выходной на Радоницу?

Нужен ли выходной на Радоницу?

В восьми регионах России, а также многих городах Радоница объявлена нерабочим днем в качестве так называемого дополнительного праздника. Что думают православные священнослужители о предложении сделать день поминовения усопших всероссийским нерабочим днем?

Во вторник, третий день Фоминой недели, Русская Православная Церковь отмечала Радоницу – день поминовения усопших. В восьми регионах России, а также многих городах Радоница объявлена нерабочим днем в качестве так называемого дополнительного праздника (такая возможность записана в п.7 ст.4 федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), сообщает Regions.ru.

Губернаторы Краснодарского края, Саратовской, Брянской, Кемеровской, Волгоградской, Оренбургской областей, а также главы Карачаево-Черкесии и Адыгеи уже несколько лет предоставляют жителям возможность вспомнить об умерших родственниках, посетить их могилы и привести их в надлежащие состояние. Радоница также признана нерабочим днем в Белоруссии и в Молдавии (где она отмечается в понедельник, как, кстати, и в Краснодарском крае).

Между тем, отмечает издание, современная молодежь стала реже посещать могилы умерших родственников. Социологи связывают это с кризисом семьи и семейных ценностей и распространением потребительской идеологии в стране. К тому же из-за уничтожения русского села традиция почитания родственников пресеклась в России гораздо сильнее, чем в Белоруссии и на Украине. Поэтому всероссийский выходной день на Радоницу мог бы стать очень важным шагом на пути духовного возрождения страны.

радоница

В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям со следующими вопросами: Следует ли сделать Радоницу выходным днем? Устраивает ли вас то, как российская молодежь относится к памяти умерших родственников?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, признал, что «у нас действительно в значительной мере утрачено почитание старших, уважение к предкам и истории». «Это необходимо возрождать всерьез», — уверен он. «Мне кажется, дело не в том, что Радоница не выходной, а в том, что наша система образования страдает существенными пороками. Ведь эта память, уважение и преклонение перед подвигом и доблестью предков должны прививаться в семье и на уроках литературы и истории. Человек должен ощущать связь с предками: не было бы их, не было бы и нас. Неблагодарность в отношении предков – одна из самых отрицательных черт характера. А просто объявить Радоницу выходным днем – это ничего не даст. Воскресенье у нас выходной – это же не значит, что все в храм идут. Праздник тогда праздник, когда именно ради него мы оставляем все остальные дела. Если это будет обычный выходной, то это будет просто очередная "расслабуха", которая приведет не к повышению благочестия, а к повышению употребления алкоголя. На мой взгляд, это была бы неправильная мера. Так мы духовную традицию не восстановим», — считает отец Александр.

Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский в свою очередь заметил, что тот, «кто не почитает живых родственников, — не будет почитать и умерших. Сделать же Радоницу имеет смысл только если совместить это решение с соответствующими просветительскими мероприятиями». «Отношение молодежи к усопшим – это следствие общего кризиса семьи и отношения к старшему поколению. Началось все во времена СССР, за счет разрыва поколений и неуважения к живым и близким родственникам. Без восстановления уважения к старшим изменить ничего не получится. Сегодня в СМИ, в культуре пропагандируется молодость как идеал: если раньше молодые пытались походить на людей старшего поколения, то сейчас – наоборот. Иногда это выглядит комично, а иногда грустно. Строго говоря, Радоница не праздник – это день поминовения усопших. Люди все равно едут в этот день на кладбища, идут в храмы, им приходится прогуливать работу, учебу – так почему бы не сделать этот день выходным? Напротив того, массовая практика посещения кладбищ на Пасху не является православной традицией и противоречит празднику», — отметил он.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова полагает, что «у нас и так слишком много выходных»: «Если бы наша жизнь была полностью переведена в религиозный контекст, тогда другое дело. Тогда выходные действительно можно устанавливать по церковному календарю. Но у нас совсем другая ситуация. Сначала надо выстроить жизнь в соответствие с религиозными принципами, а потом уже думать о выходных. Для тех, кто живет в церковном литургическом пространстве, это второстепенная проблема». «Вот что у молодежи нет должного уважения к предкам, к нашей истории, — это действительно серьезно. Это сказываются недостатки системы образования и воспитания, и над этим надо серьезно задуматься. Но это лишь одно из проявлений неудовлетворительного духовно-нравственного состояния всего общества. С помощью дополнительного выходного дня эту проблему не решишь, даже если его официально объявить, например, Днем памяти. Самое главное — это созидательный, общий молитвенно-покаянный труд. Будем духовно трудиться, — тогда, Бог даст, выйдем из духовного кризиса, очнемся от беспамятства», — уверен пастырь.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, также отметил, что «важно не то, выходной ли день, а наполнен ли он внутренне, есть ли у него особый смысл. У нас в стране есть несколько праздников, которые никто не празднует, хотя эти дни и выходные». «Выходной на Радоницу, конечно, порадует тех, для кого это день посещения могил усопших близких. А для остальных это будет просто повод поднять рюмку – которых и без того предостаточно. Думаю, тут необходимы социальные исследования. Так что я бы предложил там, где посещение кладбищ распространено, Радоницу сделать выходным, а где традиция утрачена или почти утрачена – выходной устраивать не для кого. Думаю, не мешало бы Церкви вместе с обществом и государственными структурами поработать над тем, чтобы наполнить этот день дополнительным смыслом: организовать встречи со священниками, проводить лекции, транслировать передачи в СМИ, которые могли бы людям объяснить смысл Радоницы и важность дела души живой – помнить об усопших», — предложил он.

«Что касается молодежи, то там, где любят и помнят умерших, молодые люди и так посещают могилы и служат панихиды. А в целом, если у нас молодежь перестала ездить на кладбище в знак почтения к старикам, значит семья и любовь поугасли в их сердцах», — заметил он. «И еще меня тревожит романтизация "готических" образов: игры в вампиров, оборотней, приведения видятся подросткам невинной забавой, а кладбища – этаким щекочущим нервы соседством с потусторонними силами. Поэтому если молодежь будет посещать могилы в память о близких — это одно, а если будет собираться там ради ролевых игр с вампирами и привидениями, то никакого выходного дня не надо», — заключил он.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном убежден в том, что Радоница обязательно должна стать официальным выходным днем: «В советское время произошло смешение праздника Светлого Христова Воскресения с поминовением усопших, возникла традиция посещения кладбищ на Пасху. Произошло вынужденное наложение одной традиции на другую. Во многом эта ситуация сохраняется и в наши дни. Это нужно объяснять. Поэтому выделение в календаре Радоницы именно как дня поминовения усопших было бы правильным. Это могло бы восприниматься как своеобразный шаг к восстановлению памяти, связи человека с его предками, восстановлению семейных традиций. Это имело бы важное значение и для воспитания подрастающего поколения, приобщения его к семейным ценностям. Празднование Радоницы как семейного праздника – памяти об усопших предках – очень важно выделить в календаре. Важно, конечно, не просто сделать этот день выходным, но объяснить его значение. Такую инициативу я бы поддержал».

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области заметил, что «с точки зрения верующих, наверное, более актуальным для них было бы выделение дней Страстной и Светлой седмицы, хотя бы Великого четверга и Страстной пятницы». «Мне кажется, что будет неправильно, если это будут рабочие дни, а Радоница – выходной. Это явный перекос и нарушение логики», — обратил внимание священник.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии отметил, что Церковь поддержит любое приспособление гражданского календаря к нуждам верующих. «Сделать церковный праздник государственным выходным днем – это не только русская традиция, но и традиция всего мира. К примеру, в большинстве цивилизованных стран Великая пятница является выходным днем, а у нас до сих пор нет. Рождество стало выходным — и все. В этом направлении надо работать», — заметил он. «Исправить ситуацию с молодежью куда труднее. Для этого нужно возрождение и духовное оздоровление общества. Очевидны трудности, с которыми приходится сталкиваться: различные социальные процессы, экономические проблемы и безобразия в сфере СМИ. Информ-агрессия хуже всего воздействует на молодежь. Чего ждать, если дети и подростки питаются той помойкой, которую им предлагают ТВ, Интернет и похабные журналы? Если так все и будет продолжаться, то к достижению сознательного возраста многие из них уже станут духовно-нравственными инвалидами, а достичь нравственной зрелости им будет очень трудно», — заключил он.

ruskline.ru

Другие статьи на эту тему:

Оцените статью