456 лет назад царь Иван Грозный присоединил Астрахань к Русскому государству

456 лет назад царь Иван Грозный присоединил Астрахань к Русскому государству

2 июля русские войска взяли Астрахань. Астраханское ханство было ликвидировано, Астрахань была присоединена к Русскому государству. После покорения Астрахани русское влияние распространилось до Кавказа. В 1559 году по просбе князей Пятигорских и Черкасских Иван Грозный прислал им двух воевод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде проявили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в Православие.

В конце XIII века на Волге возник один из золотоордынских городов — Хаджи-Тархан. Город был построен на высоком бугре, на правом берегу Волги в 12 километрах выше современной Астрахани. Одна из версий объясняет название города тем, что в этих краях поселился хаджи, совершивший паломничество в Мекку и получивший за это грамоту — тархан, освобождающую от повинностей в пользу государства. Это была великая честь. В ознаменовании этого события город, возникший на этом месте позднее, и получил название «Хаджи-Тархан».

Ставший с момента своего возникновения центром торговли, Хаджи-Тархан быстро рос и креп. Дома строили, в основном, из камыша и глины, город был защищен низкой каменной стеной. В Хаджи-Тархане работали гончарные, кузнечные, меднолитейные мастерские.

Наступила зима 1395 года. Город готовился к обороне. Со стороны степи высокие стены были надежной защитой, а со стороны Волги по окрепшему льду можно было легко захватить город. И тогда жители из кусков толстого льда построили мощную стену. Но правители решили сдать город без боя. Войска Тимура из Средней Азии, разграбившие многие города Золотой Орды, не пощадили и Хаджи-Тархан. После их ухода на месте процветающего города осталось страшное пожарище.

В отличие от ряда других золотоордынских городов Хаджи-Тархан быстро возродился к жизни. Выгодное географическое положение и отсутствие конкуренции способствовали восстановлению торговых связей. На базарах города можно было увидеть товары из Хорезма, Бухары, Казани. Установились отношения и с Россией. Однако торговля велась не всегда честно. Товары часто захватывали, а самих купцов продавали в рабство.

В середине XV века образуется независимое Астраханское ханство. На севере границы ханства доходили до Сарай-Бату, к тому времени запустевшего, на востоке проходили по реке Бузан, на юге и западе шли по Тереку, Кубани и Дону.

Хаджи-Тархан — столица ханства находилась на пересечении торговых путей. На базарах города можно было купить ткани и шелка с Востока, меха, кожаные изделия из Казани и русских земель, рабов из Крыма. Но постепенно торговля сокращалась, в связи с тем, что основные товаропотоки потекли через Сарайчик — столицу Ногайской Орды.

Значительную роль в хозяйстве ханства играли промыслы — охота, рыболовство, добыча соли. Земледелие было не развито. Плодородные земли встречались только на берегах реки Бузан.

Население Астраханского ханства находилось в полной зависимости от татарских ханов, и было обложено большим налогом — ясаком.

В отличие от других государств, образовавшихся после распада Золотой Орды, Астраханское ханство было слабым. В первой половине XVI века оно часто подвергалось набегам соседей, сажавших на астраханский престол своих ставленников. В это время активизировалась политика Крымского ханства в Поволжье. В 1523 году крымский хан Мухаммад-Гирей соединил три владения — Крым, Хаджи-Тархан и Казань. Но это объединение существовало недолго. Союзник Мухаммада-Гирея ногайский князь Мамай внезапно напал на него и убил хана вместе с сыном и другими вельможами.

Новый астраханский хан Касим намеревался заключить союз с Россией, но не успел. Он погиб во время набега черкесов в 1532 году, которые захватили и разграбили город. Только очередной хан Абдул-Рахмет в 1534 году «дал на себя клятвенную грамоту Василию III в истинном к нему дружестве». Правда, союз этот существовал недолго. Абдул-Рахмет был свергнут ногайцами, которые поставили на престол Дервиша-Али.

В результате последовавшего вторжения крымских татар, которые захватили Хаджи-Тархан, Дервиш-Али бежал в Москву, а на астраханском престоле в 1547 году оказался сторонник Крыма и Турции Ямгурчей, который считается последним астраханским ханом.

иван грозныйБорьба России и Крыма за Поволжье активизируется. Желая стать независимым от Крыма, астраханский хан Ямгурчей в августе 1551 года посылает своего уполномоченного посла Ишима с большой свитой и богатыми подарками к Ивану IV. Посол был принят с великими почестями и даже допущен пред светлые очи русского царя. В поданной грамоте Ямгурчей просил «принять под свою протекцию и оборону его царство от ордынских народов и обещался служить верою и правдою». Иван Грозный решил подчинить своему влиянию южного соседа, бывшего противника. Покорение Астраханского ханства позволило бы добиться контроля над всем бассейном Волги и получить прямой выход в Каспийское море. Такое выгодное предложение было принято Иваном IV, но с оговоркою, что если Ямгурчей нарушит клятву, то «он (Иван IV) царство Астраханское возьмет, Ямгурчея предаст казни со всем его родом».

Когда посол вернулся в Хаджи-Тархан, Ямгурчей понял, какой невыгодный для себя союз он заключил. Созвав своих помощников, он сказал: «Я не хочу служить Московскому царю, я еще сильный царь» и приказал готовить войско. Старая Астрахань не могла уже защитить от нападения, и Ямгурчей решает перенести город на место своего стана. Тогда же он обращается к Крымскому хану Девлет-Гирею. Иван IV за такую измену «царя Астраханского прибысть в опале» и посылает войска.

Поводов к вторжению вполне хватало: имелись враждебные действия Ямгурчея, арестовавшего послов и явно готовящегося к войне; призывы части ногайской знати во главе с Измаилом еще с 1548 г. помочь им свергнуть Ямгурчея и восстановить в Астрахани их родственника Дервиша-Али, защита прав последнего на престол… Войны часто начинались и по меньшему поводу, и вообще без повода. По договоренности с ногайцами царь должен был отправить по Волге суда с пушками и стрельцами, а Измаил — выставить конницу. После победы и восстановления власти Дервиша-Али в Астрахани Измаил обязался свергнуть в Ногайской Орде своего брата Юсуфа.

Поход на Астрахань начался весной 1554 г. На суда ("галеры", как пишет князь Курбский) погрузилось войско в 30000 человек под командованием князя Ю. Пронского-Шемякина и вятские служилые люди под началом князя А. Вяземского (по СМ. Соловьёву)99. По А. Курбскому и Н.М. Карамзину, войском командовали князь Ю. Пронский и "спальник" (постельничий) И. Вешняков. По версии составителя местной "Ключаревской летописи" К. Васильева, Иван Грозный выслал три ополчения: "Первое из них называлось большим, в нём начальниками были: князь Юрий Иоаннович Пронский и Михаил Петрович Головин, а над ними обоими ещё сверх их поставлен был князь Александр Васильевич Вяземский с вятским воинством. Второе называлось передовое, и управляли им Игнатий Вишняков и Ширяй Кобяков. Третье называлось сторожевое и состояло под предводительством Степана Сидорова и князя Андрея Барятинского, а над этими всеми тремя ополчениями был начальствующим Касимовский из татар князь Дербет-Али".

Последнее сообщение вызывает наименьшее доверие, как ввиду невысокой репутации летописца, допускавшего в своём труде различные неточности, так и по следующим соображениям. Во-первых, Дервиш-Али был фигурой сугубо номинальной и командовать войсками не мог. Его присутствие оправдывало цель похода и служило гарантией помощи со стороны его приверженцев. Во-вторых, донесения царю писал Ю.И. Пронский, что подтверждает его статус командующего. В-третьих, А. Вяземский был подчинён ему, поскольку в донесении Пронского указывалось, что с Переволок (между Доном и Волгой) они отправили вперёд А. Вяземского и Д. Чулкова за языками, что было исполнено. Видимо, И. Вешняков (Вишняков) играл роль помощника Ю. Пронского, поскольку о нём упоминает кн. Курбский. Относительно участия в командовании М.П. Головина, позднее казнённого опричниками, вопрос остаётся открытым.

завоевание астрахани

Авангард кн. Вяземского, как писал Ивану Грозному кн. Пронский, наголову разбил встреченный ими отряд астраханцев и захватил пленных. Те показали, что Ямгурчей расположился под Астраханью, а в городе почти нет людей. Несмотря на отсутствие ногайцев, ускорив наступление, русские войска без боя взяли город и ханский стан, перехватив суда с ханским гаремом. Сам Ямгурчей успел бежать в Азов. Часть бежавших астраханцев была настигнута и побита, часть захвачена в плен, а русские рабы освобождены. Восстановленный на престоле Дервиш-Али обязался платить царю 40000 алтын и 3000 рыб в год, не препятствовать русским рыболовам, а царь брал на себя заботу, в случае необходимости, подыскать астраханцам нового хана.

Тем временем в Ногайской Орде победу в междоусобице одержал Измаил. Дети Юсуфа, объединившись с Ямгурчеем, при поддержке крымцев и турецких янычар в 1555 г. подошли к Астрахани. В этот критический момент Дервиш-Али вошёл в соглашение с детьми Юсуфа, которые разгромили и убили своего союзника Ямгурчея. За это Дервиш-Али переправил их через Волгу, где они внезапным нападением вынудили Измаила бежать, но в конечном итоге потерпели поражение. Главное же предательство Дервиша-Али заключалось в тайных переговорах с крымцами, что не укрылось от начальника русского отряда в Астрахани П. Тургенева, вероятно, получившего донос от местных информаторов. Внезапное прибытие в Астрахань стрельцов и казаков, направленных по просьбе Измаила, произвело устрашающее впечатление на астраханцев, в панике бежавших из города. Положение было спасено объявлением царской милости.

Вскоре в Москве были получены новые обвинения и жалобы Измаила Дервиша-Али. Измаил просил Ивана IV взять Астрахань в полное своё владение. Решающим стал полученный в марте 1556 г. донос Измаила, в котором сообщалось об окончательном переходе хана на сторону Крыма. Пришло сообщение и от русского посла Мансурова, отбившегося от нападения астраханцев и ушедшего с отрядом на судах до Переволок. Он писал об измене Дервиша-Али, перебившего своих князей, верных русскому царю.

Весной 1556 г. новый поход на Астрахань возглавили стрелецкие головы И. Черемисинов и Т. Тетерин, казачий атаман Колупаев и начальник вятчан Писемский. Но ещё до их прибытия, на город успешно напал атаман Л. Филимонов, разогнавший всех жителей, хотя от пленных было известно о прибытии из Крыма в Астрахань 700 татар и 300 янычар с пушками. Вступив в город, стрельцы и казаки укрепили его и отправились к морю, где нашли и уничтожили астраханские суда. Затем они вступили в бой с самим Дервишем-Али. Сначала они одержали победу, но затем с боем отошли в город. Новый поворот событий опять был связан с междоусобицей в Ногайской Орде, закончившейся примирением детей Юсуфа с Измаилом и подчинением их России. Они разбили Дервиша-Али и заставили его бежать к Азову.

Так завершилось покорение Астрахани. На этот раз ханство ликвидировалось, территория его включалась в состав России. Все население (князья, мурзы, шейхи и "вся чернь Астраханской земли") принесло присягу царю на верность. Воеводы "раздавали острова и пашни по старине и приказали ясак платить по старине, как прежним царям платили, а князи от себя прислали, чтобы их государь в Крым и в ногаи не выдал и в холопстве у себя учинил".

С присоединением Астраханского ханства перед новыми властями встала необходимость основания русской крепости для управления и обороны края (в первую очередь, со стороны Крыма и Кавказа). К. Васильев, составитель местной летописи, использовавший дела Соборного и Консисторского архивов, писал, что поводом для строительства новой крепости на левом берегу Волги стал бунт татар, а также опасение отторжения Астрахани Турцией.

Поскольку старая Астрахань располагалась на правом берегу и не имела ни укреплений, ни естественной защиты, то астраханский воевода И. Черемисинов с разрешения Москвы основал в 1558 г. новую крепость на острове Заячьем (или Долгом), окружённом протоками, ильменями и болотами. Если в старой Астрахани жили татары, представлявшие определённую опасность, то новый город, с русским населением должен был стать надёжной крепостью, поскольку отдалённость от Москвы лишала его возможности быстрого получения помощи. Стоит заметить, что скорость стругов на Волге определялась течением, направлением и силой ветра, а сухопутные дороги проходили по недавно покорённой территории.

Каспийская флотилия у Астраханского кремля
Каспийская флотилия у Астраханского кремля

Сохранилось описание Астрахани, сделанное английским посланником А. Дженкинсоном, посетившим город в ходе двух своих путешествий (1558-59 и 1562-63 гг.): "Город Астрахань расположен на острове, на высоком берегу, внутри города кремль, обнесённый деревянною и земляною стеной, и некрасивою, и непрочною. Строения и дома в городе (за исключением помещений главных начальников и некоторых дворян) очень низки и просты. Остров очень неплодороден, без лесу и пастбищ, земля не родит хлеба. Воздух в высшей степени заражён, я думаю, массой рыбы, преимущественно осетров, которой только и живут обитатели; в мясе и хлебе здесь большой недостаток. Жители развешивают для сушки рыбу на улицах и в домах, чтобы запастись ею, отчего здесь, к их же мучению, такая масса мух, какой я никогда нигде не видал. Во время моего пребывания в Астрахани здесь был великий голод и мор между населением, особенно среди татар-ногайцев, которые пришли тогда сюда отдаться в руки русских, своих врагов, и искать у них помощи… Царь охраняет Астрахань очень строго: ежегодно посылает сюда людей, припасы и дерево для постройки кремля. Ведётся здесь торговля, но в таких малых и ничтожных размерах, что не стоит упоминать; всё-таки, впрочем, сюда съезжаются купцы из разных местностей. Главнейшие товары, привозимые сюда русскими: красные кожи, бараньи шкуры, деревянная посуда; уздечки, сёдла, ножи и тому подобные безделушки, хлеб, свинина и прочие припасы. Татары привозят сюда различные товары, выделанные из хлопка, шерсти и шелка; из Персии, именно из Шемахи, привозят шёлковые нитки: употребительнейшие в России, краски, грецкие орехи, но всё это в таких незначительных размерах, что торговля здешняя ничтожна и бедна".

В новую крепость из старой Астрахани были перевезены орудия, боеприпасы, продовольствие. Она была построена своевременно: только некоторые противоречия между Крымским ханством и Османской империей сорвали намеченный на 1564 год совместный поход на Астрахань. Крымский хан Девлет-Гирей I выступал против этой идеи, указывая, что зима для турок здесь слишком холодна, а лето безводное. Вероятно, потенциальное завоевание Нижнего Поволжья турками и планируемое строительство там турецких крепостей расценивалось им как угроза дальнейшего закабаления Крыма Турцией. Так что сообщение о походе 1564 г. (со ссылкой на историка Гваньина) является ошибочным.

Реальный поход состоялся в 1569 г. Основными источниками по его истории являются: 1) рассказ царского сановника Семёна Мальцева, захваченного в плен при его возвращении из ногайских улусов, использованный Н.М. Карамзиным и 2) "Статейный список И.П. Новосильцева", передавшего сообщения иных свидетелей. В то время султан Селим II направил губернатору Кафы (Феодосии) Касиму 2000 янычар и 15000 сипахи с пушками и приказом соединить Дон с Волгой, взять Астрахань и основать там крепость8. К туркам присоединился Девлет-Гирей с тремя сыновьями и 50000 всадников, часть которых, "не дошед Асторохани, назад ворочалися с нужи".
("История Астраханского края" А.А. Курбатов)

Другие статьи на тему История России:

Оцените статью